Походы - Валдай
Наш дом

Походы

Мещёра

Валдай

Западная Двина

Волга

Заволжье

Карелия

Север

По Левитановским местам


В.Серов. Портрет Левитана 1893г.

Многие в нашей стране знают картины Левитана "Золотая осень", "Над вечным покоем", "Март", "Весна. Большая вода"... Но далеко не все знают, что написаны они были в Вышневолоцком уезде, в удомельских краях!

Летом 1893 года, после работы в д.Гирино на реке Мсте, в Вышневолоцкий уезд впервые приезжает художник Исаак Ильич Левитан (18.8.1860-22.7.1900). Он поселился на озере Островно в усадьбе дворян Ушаковых вместе со своей любовницей, художницей, женой известного московского доктора Дмитрия Павловича Кувшинникова - Софьей Петровной (1847-1907) (советские биографы дали ей статус ученицы Левитана). Дом Кувшинникова был хорошо известен и популярен среди молодежи из художественной среды Москвы, отличался гостеприимством и демократичностью.*** Работы Софьи Петровны экспонировались на московских выставках. «Она была чудесно сложена. С фигурой Афродиты, тёмноглазая, смуглая мулатка, она привлекала общее внимание неповторимой своей оригинальностью. Цветы, написанные Кувшинниковой, покупал Третьяков П.М., её игрой на фортепьяно заслушивались московские пианисты виртуозы».


И.Левитан. Портрет Кувшинниковой С.П.

В 1888 году на VIII Периодической выставке Московского общества любителей художеств Третьяков П.М. приобрёл у Софьи Петровны картину, изображающую внутренний вид церкви в Плёсе. Софья Петровна была очень даровита, прекрасно шила, создавала изумительные домашние интерьеры. Она любила охоту не меньше, чем искусство, и, подолгу охотясь в подмосковных лесах, одна, одетая по-мужски, возвращалась с полным ягдташем. В ней Левитан нашёл яростного товарища охотника. Она ходила по-мужски, широко и размашисто, была выносливее неутомимого своего спутника. Они бродили по полям, перелескам, низинам и оврагам с рассвета до ночи. В охотничьем азарте забирались очень далеко, иногда ночевали в лесу. Их настигали грозы, ливни, ветры, холодные ночи с утренниками.

Знакомство у Софьи Петровны было огромное. В её причудливом салоне собирались врачи, писатели, художники, музыканты, артисты». Левитан пришёл к Софье Петровне с Чеховым, когда ей было около сорока, а ему двадцать шесть. Разница в возрасте беспокоила Кувшинникову, и она постоянно сознавала непрочность своего счастья. И всё-таки взаимных чувств хватило на восемь лет! Левитан был верным другом. Портрет Кувшинниковой С., написанный Левитаном, хранится в музее-квартире Бродского И.И. в СПб. Портрет Левитана и Кувшинниковой (1886 г.), написанный А.С. Степановым в Саввинской слободе, находится в частном собрании во Франции.

В то же лето он останавливался в усадьбе дворян Аракчеевых в сельце Гарусово (у оз.Удомля).

Еще в 1762 г. в этой усадьбе поселился Андрей Андреевич Аракчеев. Здесь же прошло детство его сына, будущего графа Алексея Андреевича Аракчеева (23.9.1769-21.4.1834).

До Революции Гарусово принадлежало оскудевшим дальним родственникам печально известного графа Аракчеева. Владельцы графского титула не имели. В семье было три сестры и брат. Хозяйкой Гарусово была младшая сестра Надежда Михайловна Аракчеева. Женщина едва грамотная, обладавшая добрым нравом и сердечным гостеприимством. Охромев смолоду, она лишь изредка выезжала на богомолье в уездный город Вышний Волочек, да в соседнюю церковь. Вместе с ней жила старшая сестра Екатерина Михайловна Аракчеева, которая унаследовала от своего дальнего родича крутой и жестокий характер. Средняя сестра - Наталья Михайловна - была замужем за доктором Якубовичем.

Брат Надежды Михайловны, Михаил Михайлович, жил в отдельной избушке во дворе усадьбы. Неграмотный, он не нашел себе дела в жизни, а может быть никогда и не искал его. Было у него много рыболовных снастей, несколько лодок, и в рыбной ловле проводил он свой досуг. И.И. Левитан пользовался его услугами при своих поездках по озеру. Это его сети (других не могло быть в то время на собственной земле Аракчеевых) изобразил он на своей картине “На озере”. Позже у Надежды Михайловны жили художники В.К. Бяльшицкий-Бируля, Н.П. Богданов-Бельский, А.С. Степанов, А.В. Моравов.

Гарусовский дом был уютный и теплый. С одной стороны к нему примыкал старый запущенный парк с огромными липами и елями, посаженными еще крепостными Аракчеевых, с другой, засаженный молодыми березами двор, переходящий в заросшие ольхою бескрайние холмистые пустоши, поля, низинные, сырые луга. Кроме господского дома в усадьбе было немало различного рода построек. Они видны на картинах А.В. Моравова “Девушка у окна” (Пермская государственная художественная галерея), “Лето. Солнечный день” и “Под весенним солнышком” (Третьяковская галерея). Изображенная на картине “Лето. Солнечный день” небольшая избушка, называвшаяся “Шале”, находилась в гарусовском парке и была предназначена для гостей. В нем останавливались и жили приезжавшие в Гарусово художники. Другая избушка послужила И.И.Левитану, из окна ее или с крыльца, он писал “На озере”. Позже избушка эта, называвшаяся “Молочной”, была написана, в память о Левитане, художником любителем К.Н. Бахтиным, который периодически бывал в Гарусово в 1903-1920 годах.


И.Левитан. Над вечным покоем. Эскиз

Довольно распространенная версия о том, что Левитан писал этюды для картины “Над вечным покоем” с острова Аржаник на озере Удомля близь “Чайки” нуждается в уточнении. Левитана на этот остров возил М.М. Аракчеев, владелец имения "Гарусово", расположенного на берегу озера. Присутствовавшая при создании этой картины С.П.Кувшинникова писала в своих воспоминаниях: “Над вечным покоем” Левитан написал уже позже, в лето, проведенное под Вышним Волочком близ озера Удомли. Местность и вообще весь мотив целиком были взяты с натуры во время одной из наших поездок верхом. Только церковь была в натуре другая, не красивая, и Левитан заменил ее уютной церквушкой из Плеса”. В то время, когда Левитан жил на Удомле, на возвышенности, находящейся на берегу удомельского озера, между деревней Акулово и Троицей, против Лубенькино, стояла старая деревянная церковь и при ней было заросшее березами кладбище. В начале девятисотых годов, когда была построена новая церковь Николы на Стану, деревянная церковь была разобрана и перевезена на другой берег озера в деревню Ряд. Там она простояла еще некоторое время, потом сгорела, во время большого пожара, уничтожившего значительную часть деревни. Последние кресты и могильные холмы исчезли с кладбища в тридцатые годы. Ранее этого времени, близ кладбища появилась новая небольшая деревня - Третий Стан, домов 8-10. Она теперь тоже не существует. Последние дома были увезены в конце 30-х годов. Во время жизни И.И.Левитана на Удомле это была единственная деревянная церковь на удомельском берегу. На острове же никакой церкви в то время не было. Обо всем этом А.А.Моравову рассказала старейшая жительница деревни Акулово Прасковья Ивановна Архипова, ее родители были похоронены на том кладбище, и она очень почитала его и деревянную церковь.


И.Левитан. Над вечным покоем.

Островно принадлежало тогда сестрам Софье и Варваре Владимировне и их брату Николаю Владимировичу Ушаковым.

Старинный деревянный дом, похожий на сарай, терраса в сторону озера, заросший старый парк, много сирени. Недалеко от Островно написана И.И. Левиганом картина “Осень вблизи дремучего бора”. Как рассказывал Николай Владимирович Ушаков, место, где написана эта картина, находится на старой, теперь заросшей прямой дороге из Островно в Сигово, на расстоянии нескольких сот метров от островенского дома. Раньше оно называлось “Матреночкин хутор”. Там действительно до 1927 года стоял хутор и в нем жила одинокая, тогда уже старая женщина, по имени Матрена. Старый лес давно уже не существует, березки же, растущие на болоте, видимо, погибали не вырастая, а на их месте появлялись новые.


И.Левитан - в мастерской за работой над
картиной "Осень вблизи дремучего бора".

В 1894 г. Левитан с Кувшинниковой приезжали к Ушаковым в сопровождении молодой писательницы Татьяны Львовны Щепкиной-Куперник (1874-1952), которая описала события этого года в рассказе «Старшие».


И.Репин. Портрет писательницы Т.Л.Щепкиной-Куперник 1914г.

В этом году в Островно Софья Петровна была вынуждена расстаться с любимым Левитаном. Он встретил в Островно новую героиню - Анну Николаевну Турчанинову (урожденную Макарову, 25.5.1856-24.11.1930, Париж).

Новый "роман Левитана не был счастливым; он осложнился тем, что старшая дочка героини, Варвара Ивановна, влюбилась в него без памяти, и между ней и матерью шла глухая драма, отравившая все последние годы его жизни". "Маман... по-нашему, противная... Она похожа на цыганку. Веки у нее коричневые, словно опаленные, а губы - яркие, как красный перец". В момент разрыва отношений с Левитаном чувства Софьи Петровны были затронуты настолько, что она пыталась отравиться, но земскому доктору удалось спасти ее. А А.Н. Турчанинова и И.И. Левитан должны были встретиться уже за границей в Швейцарии. Была ли эта совместная поездка? Левитан был в Австрии и Франции весной 1894 г. Путешествие за границу было ранее и с С.П. Кувшинниковой.


И.Левитан. Портрет Антона Чехова.

В июле 1895 г. А.П. Чехов побывал у Исаака Ильича в Островно в связи с предпринятой Левитаном попыткой самоубийства. Брат А.П.Чехова Михаил Павлович так описывал эту историю. «В чьей-то богатой усадьбе жил на даче Левитан. Он завёл там очень сложный роман, в результате которого ему нужно было застрелиться или инсценировать самоубийство. Он стрелял себе в голову, но неудачно: пуля прошла через кожные покровы головы, не задев черепа…. Брат Антон нехотя собрался и поехал … . Его встретил Левитан с чёрной повязкой на голове, которую тут же при объяснении с дамами сорвал с себя и бросил на пол. Затем Левитан взял ружьё и вышел к озеру. Возвратился он к своей даме с бедной ни к чему убитой им чайкой …».

Знакомство с обитателями дома дворян-помещиков Ушаковых (усадьба "Островно"), с романтичными столичными дамами из дачной усадьбы Ивана Николаевича Турчанинова "Горка"; с соседями из близлежащих имений, дали богатый литературный материал талантливому писателю.

Мотивы, настроение, эпизоды одного из последних "романов" своего друга Левитана с Анной Николаевной Турчаниновой, Чехов использовал в своих произведениях, но должен был скрывать первоисточник, поэтому о его поездке к Левитану и пребывании в усадьбе "Горка" в июле 1895 года знал лишь очень узкий круг людей. Для биографов, критиков и исследователей творчества А.П. Чехова дореволюционного периода этот приезд так и остался "белым пятном". Иван Николаевич Турчанинов, отчаявшись повлиять на романы жены в Петербурге и в Островно, хлопотал только о том, чтобы имя Анны Николаевны не попало в газеты. И это ему удалось. Далекий уголок в Островно был как бы спасением. И хотя Анна Николаевна не очень заботилась о репутации своего высокопоставленного мужа и его служебной карьере, Чехов был вынужден подумать о репутации Левитана и семьи Турчанинова, тем более, что несколькими годами ранее у Чехова уже была длительная ссора с Левитаном после выхода рассказа "Попрыгунья". В 1892 г. Чехов писал в письме: "Вчера я был в Москве, но едва не задохнулся там от скуки и всяких напастей. Можете себе представить, одна знакомая моя, 42-летняя дама, узнала себя в 20-летней героине моей «Попрыгуньи» и меня вся Москва обвиняет в пасквиле. Главная улика – внешнее сходство: дама пишет красками, муж у нее доктор и живет она с художником" (речь шла о Софье Петровне Кувшинниковой, которую А.П. Чехов недолюбливал, и ее возлюбленном И. И. Левитане).

Левитан до конца своих дней не смог простить Чехову публикации этого рассказа. Антон Павлович только отшучивался и отвечал фразами: «Моя попрыгунья хорошенькая, а ведь Софья Петровна не так уж красива и молода». Поговаривали, что Левитан собирался вызвать Антона Павловича на дуэль. Их отношения прервались почти на три года. Софья Петровна и Чехов больше никогда не общались.

Была у Левитана и неустроенность в личной жизни. Он дважды как еврей подвергался преследованиям полиции и выселялся из Москвы: первый раз в 1879 году, когда он был вынужден жить под Москвой в Салтыковке, и второй раз в 1892 году, будучи уже известным художником. (Выселению подверглись в 24 часа все евреи Москвы).

Поэтому, поместив своих героев в живописные, островенские места и усадъбы у озера (их описание полностью совпадает с реально существовавшими домами), Чехов с первых строк рассказа "Дом с мезонином" умышленно отправляет нас в год 1891, в усадьбу Богимово: не должно быть и намека на то, что прототипы - это Левитан и семьяТурчанинова!

Переписка художника, воспоминания Т.Л. Щепкиной-Куперник, приятельницы С.П. Кувшинниковой и А.П. Чехова, воспоминания самой С.П. Кувшинниковой позволяют многое узнать о людях, окружавших Левитана в эти годы, их родственных связях и отношениях, но все же не дают о них полного представления.

Усадьба "Горка" - дом с мезонином. Его разделяет всего верста с домом Ушаковых - местом, откуда вышел главный герой рассказа Чехова (его прототип - художник Левитан). Многое от реальных островенских жителей нашло отражение и в пьесе «Чайка». Идея убитой на озере белой чайки, светлой жизни, брошенной к ногам Софьи Петровны Левитаном, и им же вторично, в Горках, - к ногам Варвары Ивановны, захватила А.П. Чехова.

В 1895 г. на фоне собственных нерешенных любовных проблем и переживаний, под впечатлением трагедии в жизни своей близкой знакомой, (наследницы именья Подсосонье Тверской губ.) - Лики (Лидии Стахиевны) Мизиновой (1870-1937, Париж), он пишет очень «личную» пьесу «Чайка». Когда А.П. Чехов писал свою «Чайку», он частично отобразил неудачный роман Лики с писателем Игнатием Николаевичем Потапенко, внеся в образ Нины Заречной много от Лики.

А. Чехов писал в 1895 г.: «Если, в самом деле, похоже, что в ней (в пьесе –авт.) изображен Потапенко, то, конечно, ставить и печатать её нельзя… Однако Потапенко оказался … и серьезно помог при прохождении пьесы «Чайка» через цензуру». Первая реакция на пьесу была самая противоречивая. 17 октября 1896 г. произошёл сокрушительный провал пьесы в Александринском театре СПб. Но и в ХХ веке театральная дискуссия о пьесе продолжалась. До сих пор критики считают, что Чайка – самая слабая из пьес Чехова.

Чем интересна демократия и гласность в России на рубеже ХХ в.? Пожалуй, разнообразием взглядов на искусство, на театр, на литературу; дискуссией о нравах и поведении и открытой критикой современников. Позднее все выхолостит советская эпоха. Останется лишь советский взгляд и на Чехова, и на Левитана.

В 1937 г., когда ещё биографами не были изучены архивы Чеховых, не затронуты воспоминания Зворыкиной Ксении Анатольевны и А.И. Колокольцовой (урожд. Турчаниновой), не прочитаны воспоминания Т.Л. Щепкиной-Куперник, письма И.И.Левитана и многое другое, К.Г. Паустовский писал: «Последние годы жизни Левитан проводил много времени около Вышнего-Волочка на берегах озера Удомля. Там, в семье помещиков Панафидиных, он опять попал в путаницу человеческих отношений, стрелялся, но его спасли…».

Но даже в 1959 году, когда еще были живы многие старожилы Вышневолоцкого уезда (д. Островно, с. Котлован, д. Гарусово), биографы Левитана (Н.П. Смирнов, И. Евдокимов, В.А. Прытков) не ведают об усадьбе Горка.

Предпринятая поездка на озеро Островно, беседы с потомками живших там 100 лет назад людей и исследования архивных и литературных материалов позволили В.И. Колокольцеву выявить круг знакомств Левитана, уточнить даты и обстоятельства имевших место событий прошлого, установить генеалогические связи обитателей окрестных усадеб. Практически все они были знакомы между собой, неоднократно встречались, как порознь, так и на устраивавшихся в усадьбах праздниках. Так, Щепкина-Куперник описывает именины А.Н. Турчаниновой в 1894 году, когда в "Горку" собрались приглашенные со всей округи. Среди собравшихсябыл и Левитан. "Откуда-то взялись юнкера, студенты, старики, старушки; за несколькими столами играли в карты, мы все кинулись на лаун-теннис... После обеда все пошли на озеро: там был фейерверк, в саду подавали крюшон, и над черным озером летали красная и зеленая ракета, с треском рассыпаясь на тысячи звездочек". Ну а кто же были эти люди, обитатели дворянских усадеб в Островно в 1893 году, когда здесь поселился Левитан?

В те годы в усадьбе Горка у Ивана Николаевича и Анны Николаевны Турчаниновых отдыхали их дочери: Варвара, Софья (род. 17.9.1878) и Анна. Анне в 1894 году было около четырнадцати лет. Сестрам около двадцати. Практически, благодаря информации о творчестве Левитана и подаренных им картинах, известны дочери И.Н.Турчанинова. Варваре Ивановне была подарена картина «Букет васильков», Софии Ивановне - картина «Астры», Анне – рисунки в альбоме. Портрет самого И.Н. Турчанинова был написан И.Е. Репиным в 1896 г.До самой кончины Левитана в июле 1900 года они оставались свидетелями переписки, свиданий и взаимоотношений своей матери и И.И. Левитана.

Хозяйка имения "Островно" - Екатерина Николаевна Ушакова (урожденная Сеславина, 29.6.1821-13.3.1910). Ее муж, штабс-капитан Владимир Иванович Ушаков, разбилсяна лошадях в 60-х годах. Их дети: сын - Николай Владимирович (р. 1859), дочери Варвара Владимировна (р. 1849) и Софья Владимировна (р. 1851). Нет информации о старших детях, Ниле и Екатерине. Родная сестра - Варвара Алексеевна (24.8.1810-10. 4.1891) - была замужем за статским советником Н. Минутом. Его усадьба "Приют" находилась также в Островно, но над рекой Съежа (Приютский омут), что в сторону деревни Лоховское. Там же жили Федор Викторович Минут, дворянский заседатель, и Николай Викторович Минут (29.3.1840-24.9.1905), генерал-майор с сыновьями: Виктором Николаевичем (ум. 1934, Париж) и Павлом Николаевичем (р. 17.1.1870, 1914 - полковник). В двух верстах от реки находился хутор Минутов - усадьба "Павлова".

Виды усадьбы "Островно" и портреты ее обитателей сохранились на картинах Л.В. Моравова, В.К. Бялыницкого-Бируля, Н.П. Богданова-Бельского.

Бывал Левитан и в островенской усадьбе знаменитого артиста Владимира Николаевича Давыдова, и в имении Гирино, у артиста Большого театра Л.Д. Донского (1858-1917). Помимо усадеб "Горка", "Приют", "Павлове", "Островно", поблизости были также усадьбы "Уголок" (дворян Геппенер), "Перхово" (дворян Харламовых), "Гарусово", "Селино", "Воздвиженское" и др.

В имении "Воздвиженское" жила семья поручика Анатолия Ивановича Зворыкина (7.6.1842-18.8.1918): его жена, Наталья Федоровна (урожденная Русинова, 15.5.1845-22.4.1932), четыре сына - Иван (28.6.1870-1932), Николай, Федор, Анатолий, и дочери - Надежда и Ксения. Все сыновья учились в Училише правоведения в С.-Петербурге, дочери - в Екатерининском институте благородных девиц. Один из сыновей, Николай Анатольевич Зворыкин (26.5.1873-9.11.1937), да и сам Анатолий Иванович, были страстными любителями охоты.


И.Левитан со своей собакой Вестой на охоте 1890-е гг.

Н.А. Зворыкин охотился вместе с Левитаном. К 1895 году И.И.Левитан был уже профессиональным охотником, и апокрифы Ксении Анатольевны Зворыкиной (род. 4.4.1896, U17.5.1986) или её матери Н.Ф. Зворыкиной об охоте Левитана являются чисто женской выдумкой. Эти "воспоминания" частично использовали С.А..Пророкова при написании книги "Левитан" и Л.И. Кац при работе над книгой "Художники Удомельского края". Много позже, в 1922-1929 годах, Ксения Анатольевна Зворыкина была представителем Тверского художественного музея и смотрителем усадьбы "Островно".

Федор Анатольевич (11.4.1876-1938) и Николай Анатольевич Зворыкины были неравнодушны к дочерям И.Н. Турчанинова. Книги этих двух братьев имеются в РНБ.

Анатолий Анатольевич Зворыкин (7.3.1879-20.1.1942) 26.7.1902 г. обвенчался в островенской церкви с Анной Ивановной Турчаниновой. В 1908 г. И.Н. Турчанинов приезжал в "Воздвиженское", чтобы крестить в церкви с. Котлован своего внука Кирилла Анатольевича.

Усадьбы Колокольцовых "Сигово" и "Ворониха" находились поблизости. Их семья была хорошо знакома с семьей И.Н. Турчанинова. Александр Александрович Колокольцев (18.9.1833-1.10.1904) в 1864г. женился на Елене Николаевне (7.05.1844-1927). Они венчались в островенской церкви. В 90-е годы Александр Александрович - генерал по адмиралтейству в С.-Петербурге, начальник Обуховского сталелитейного завода (известно, что районы, где жили работники завода, назывались Александровское и Новоалександровское, здесь же была и улица Колокольцовская). У А.А. Колокольцова было девять детей.

Один из его сыновей, тоже Александр Александрович Колокольцев (10.1.1866-21.01.1942), в 1913 году женился на Анне Ивановне Зворыкиной (урожденной Турчаниновой, р. 2.12.1886?).

Её старшая сестра Варвара Ивановна вышла замуж за Тидена. Софья Ивановна Турчанинова вышла замуж за Владимира Александровича Крейслера и родила четверых детей: Варвару, Софью, Нину и Алексея.


И.Левитан "Осень. Усадьба" (Горка)

Но давайте вернёмся в усадьбу "Горка". Анна Николаевна, которую И. Левитан называл своей "женушкой", хозяйка усадьбы, всячески помогала и поддерживала Левитана. В 1895 году у "дома с мезонином" появляется "свежесрубленная" двухэтажная мастерская для художника (сгорела во время пожара в 1904 году).

Усадьбы Островно, Горка, Павлово славились своими старинными библиотеками. О библиотеке в усадьбе Горка Левитан И.И. писал: "Я работаю много и ещё больше читаю. В моем распоряжении огромная библиотека, где много запрещённых книг и очень интересных"


И.Левитан "Март" (ус. Горка)

П.М. Третьяков (1832-1898) приобрел у Левитана написанные в Горке картины "Март", "Золотаяосень", "Ненюфары", "Большая вода", которые стали шедеврами русской живописи. В.К. Бялыницкий-Бируля в числе написанных в Островно Левитаном картин отмечает также: "Последние лучи, мельница в Воздвиженском", "Над вечным покоем", "Последний снег", "Весна", "Хмурый день", "Старая дорога", "Березовая аллея" и много других.


И.Левитан "Большая вода"

После смерти И.Н. Турчанинова в 1911 г. Т.Л. Щепкина-Куперник опубликовала автобиографический рассказ "Старшие", но пояснения к его содержанию дала уже в советское время. Оказывается, в рассказе "Старшие" братья Зворыкины "скрываются" под фамилией Грачевы. Ушаковы названы Корчагиными. В конце 1920-х годов это прошло незамеченным. К. Паустовский, работаянад биографией Левитана в 1937 г. еще не знал здравствующих свидетелей драмы Левитана в Островно и поэтому только вскользь и ошибочно говорит об усадьбе Панафидина в Вышневолоцком уезде. Многое из жизни Чехова и Левитана стало известным и опубликованным лишь к их столетию со дня рождения.


Левитан "Золотая осень" (р.Съежа)

После смерти И.И. Левитана Софья Петровна Кувшинникова оставила потомкам о нем самые теплые воспоминания. Дом Турчаниновых, так любивший Левитана, сохранил молчание, и в России, и в эмиграции. Многие десятки писем Левитана Турчаниновым утрачены. Не сохранились и сами усадьбы. Усадьба "Горка" полностью уничтожена в 1930 году, усадьба "Островно" – 1929 году, заброшенную усадьбу "Воздвиженское" сожгли в 1984 г.

Судьба Островно сложилась печально. В Революцию сестры Ушаковы умерли, Николай Владимирович остался один. Он переселился в маленькую избушку, стоявшую через дорогу от дома, был почтмейстером, вскоре лишился этого места и тоже умер.

"В последние годы своей жизни Николай Владимирович часто бывал у моих родителей в Гарусове. Высокий, с длинными седыми усами, в серой поддевке, он на вопрос: “Как поживаете?” - неизменно отвечал: “Вашими молитвами”. Совсем как Чеховский герой из рассказа “Дом с мезонином”, написанного по удомельским мотивам."

А.А.Моравов

В островенский дом переселились из своего родового имения помещики Зворыкины. Однако они недолго там прожили, и Островно опустело. Дом обветшал и был разобран в конце 20-х годов. Усадьба Турчаниновых “Горка”, где тоже жил и работал И.И. Левитан, была в девятисотые годы продана хозяевами содержателю ресторана при Большой московской гостинице А.А. Маркову. Вскоре после этого она сгорела. Место, где стоял дом, теперь заросло тополями.

К сожалению, не сохранилось зданий усадеб, в которых Левитан тут жил. Но сохранился парк в Горке, земская школа существовавшая в то время в Островно и само это "колдовское озеро".


И.Левитан "Ненюфары"

Знакомство с потомками рода Зворыкиных, с рукописными воспоминаниями современников Турчаниновых на рубеже XX века, позволило найти объяснение, почему в течение первой половины XX века чеховеды не знали об обитателях "Горок", о причинах молчанияА.П. Чехова, о пребывании в Островно и о происходивших там событиях, использованных в сюжетах его произведений.


Источник: "Известия русского генеалогического общества". Выпуск 11. Санкт - Петербург. 2000. Автор - В.И. Колокольцев.

Реки

Озёра

Селигер

Национальный парк

Населённые пункты

Монастыри и храмы

Культура

Журнал

Карты