Походы - Валдай
Наш дом

Походы

Мещёра

Валдай

Западная Двина

Волга

Заволжье

Карелия

Север

Валдай литературный

"Понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена. Ни поэзия, ни литература не существуют сами по себе: они вырастают на родной почве и могут быть поняты только в связи со своей родной страной". - говорил Д.С.Лихачёв.

Связи деятелей русской и советской литературы с Валдайской землёй является немаловажной страницей в истории её культуры.

Живописные ландшафты Валдайской возвышенности, уникальная природа среднерусской полосы во все времена влекли сюда людей одарённых.


Михаил Осипович Меньшиков (1859–1918), известный русский публицист, философ, общественный деятель, отставной флотский офицер. Ещё совсем недавно немногим валдайцам было известно его имя.

Имя это интересно и тем, что некоторое время он жил в Валдае и оставил заметки и воспоминания о городе, людях, писал дневники, где размышлял над многими вопросами современности и духовной жизни человека. С Валдаем связаны и трагические, последние, минуты Михаила Осиповича Меньшикова.

Михаил Осипович Меньшиков родился в г. Новоржеве Псковской губернии, в бедной семье. Окончил Кронштадтское морское техническое училище и в качестве штурмана на броненосном фрегате «Князь Пожарский» участвовал в плавании по Средиземному морю и Атлантическому океану. После участия в нескольких дальних морских походах получил звание инженера-гидрографа. Написал несколько книг по специальности.

Однако настоящее его призвание было в критических заметках, в публицистике. Публиковать свои материалы Михаил Осипович стал в 20-летнем возрасте в «Голосе», «Санкт-Петербургских ведомостях», «Кронштадтском вестнике», в популярной в то время газете «Неделя». Окончательно осознав своё общественное призвание, он в 1892 году выходит в отставку в чине штабс-капитана, становится одним из основных сотрудников, а затем и фактическим заведующим «Недели».

В новом качестве Меньшиков становится известным всей мыслящей России. Он был знаком с Л. Н. Толстым, помогал ему в организации помощи голодающим, выполнял издательские поручения. Дружен был Михаил Осипович и с А. П. Чеховым. Письма Чехова к Меньшикову не раз публиковались в полных собраниях сочинений писателя.

Круг знакомых и корреспондентов этими знаменитостями не ограничивался. Менделеев, Иоанн Кронштадтский, Рязанов, Сытин, Горький, авиатор Мациевич, с которым Меньшиков летал на самолёте, и многие другие. Многообразная публицистическая деятельность создала Меньшикову широкую известность, особенно во время его работы в газете А. С. Суворина «Новое время» с 1901 по 1917 годы. Он вёл рубрику «Письма к ближним», публикуя еженедельно по две-три статьи (кроме больших воскресных «подвалов»). Затем Михаил Осипович издавал эти публикации ежемесячно отдельными журнально-дневниковыми книжками.

Каких только вопросов не касался Меньшиков – политических, экономических, нравственных, бытовых, национальных и др. В основе его публикаций была идея о необходимости крепкой власти с парламентским представительством и основными конституционными свободами, способными защитить традиционные ценности России. Меньшиков был одним из лидеров партии «Всероссийский национальный союз» и определял её цель, как «восстановление русской национальности не только как главенствующей, но и государственно-творческой». Отвергая деятельность революционных организаций как партий «русской смуты», Меньшиков одновременно выступал и против черносотенцев («Союз русского народа») с их борьбой против обновления России. В. И. Ленин не раз вступал в полемику с Меньшиковым и даже приклеил ему ярлык - «верный пёс царской чёрной сотни». За этим, быть может, тенденциозным обвинением крылось невольное признание огромного влияния личности Меньшикова на умонастроения людей той эпохи.

Наследники А. С. Суворина после смерти издателя крупнейшей русской газеты стали распродавать имущество, и Меньшиков в начале 1917 года был фактически отстранён от работы в «Новом времени». Для России начались тяжёлые времена. Глава Временного правительства князь Львов, хорошо знавший яркого публициста, посоветовал ему выехать за границу. Но Меньшиков, как патриот и как истинно русский человек, отказался покинуть родину и уединился со своей семьёй в Валдае.

Дом в нашем тихом городке М. О. Меньшиков купил в 1913 году как дачу (находится на Образцовой горе). Сюда приезжал с семьёй каждое лето. Он очень любил это место: Валдайское озеро, дивный островной Иверский монастырь.

На зиму 1917–1918 г.г. Меньшиковы остались в Валдае. Писать он перестал, потому, как нигде не печатали. Жили в провинциальной глубинке тихо-мирно. Семья была большой – пять детей. Средств не хватало. Тогда Михаил Осипович устроился в уездном городке конторским служащим. Каждый день он давал старшим детям (самой старшей Оле было всего 8 лет) несколько уроков: правописание, чтение и арифметика. Слушали они его рассказы по истории России, географии. Вечером отец обычно прогуливался с детьми за город. Трёхлетнюю Машу брал на руки. По дороге рассказывал сказки. С соседями общались редко: не позволяли многочисленные житейские заботы…

Оставшись без привычной литературной работы, Меньшиков начинает вести дневник. Ведь по существу, все его «Письма к ближнему» были нескончаемым, откровенным «дневником для всех». Домашний, сугубо личный, полный смятения дневник, который мы смело можем называть «Валдайским», был последним литературным произведением публициста.

В своём валдайском дневнике 1918 года, в письмах, написанных в Валдае, М. О. Меньшиков говорит о глубинной сути Валдая, скрытой в его пейзажах. Писатель утверждает, что в избранных лишь местах Господь показывает лицо своё – «открытую» природу, прекрасную, как лик Создателя и наполняющую людей светом, добром, радостью, побуждая души к жизни. Валдай – именно такое место, поэтому и влечёт сюда людей.

Вскоре произошли события, которые трагически оборвали жизнь 60-летнего М. О. Меньшикова. 14 сентября 1918 года М. О. Меньшиков был арестован, а через пять дней расстрелян. В приговоре говорилось, Меньшиков расстрелян за «явное неподчинение советской власти». Расстреляли М. О. Меньшикова 20 сентября 1918 в Приозёрном переулке, на берегу Валдайского озера, напротив Иверского монастыря, на глазах его малолетних детей. Могила М. О. Меньшикова находится на старом городском кладбище, у алтарной части Петропавловской церкви г. Валдая.

Спустя 75 лет родные добились реабилитации знаменитого писателя. В 1995 году на усадьбе Меньшикова была установлена мемориальная доска. Последние строки на ней гласят: «… Расстрелян за убеждения».

Начиная с 1995 года на Валдае, проходят Меньшиковские чтения. Инициатором первых Чтений был председатель Новгородского отделения Союза писателей России Б. С. Романов, Валдайская центральная районная библиотека, Валдайский филиал новгородского музея-заповедника.

Все Меньшиковские чтения начинаются гражданской панихидой на могиле писателя.

На Меньшиковские чтения приглашаются все желающие. И с каждым годом их становится всё больше. Значит, ещё осталась сила в слове, значит не зря жил, и мыслил этот гений на земле Валдая.

Литературный критик М. М. Числов сказал: «Сколько бы Чтений ни было, мы не исчерпаем тех идей, которые нёс М. О. Меньшиков, просто потому, что не осознаём всей масштабности его личности». Меньшиков был удивительно проницательным человеком, он предвидел то время, в котором мы сейчас живём. Он уже тогда сумел предсказать разложение вековых устоев общества.


Сергей Александрович Нилус (1862–1929), выдающийся духовный писатель России, автор книг «Великое в малом», «Сила Божия и немощь человеческая», «На берегу Божьей реки» и других. Дважды в судьбе писателя появляется Валдай как единственное спасительное прибежище во время гонений и жизненных неустройств.

Первый приезд Сергея Александровича в Валдай приходится на 1906–1907 г.г. Нилус работает с архивом Иверского монастыря, собирает материалы по его истории и к 250-летию пребывания Иверской иконы Божьей Матери на Валдае издаёт «Сказание о чудотворной иконе». В Валдае в лице протоирея Троицкого собора о. Павла Лебедева он обретает духовного отца и сближается с ним «по христианской вере».

Нилусы покидают Валдай в августе 1907 года, переехав для жизни и духовного труда в Оптину Пустынь. Все годы жизни в Оптиной Пустыне писатель не забывает о «богоспасаемом и богобоязненном Валдае», поддерживает постоянную переписку с настоятелем Иверского монастыря архимандритом о. Иосифом.

В мае 1912 года Нилусы вновь приехали в Валдай, где прожили до 1917 года.

Они остановились в старинном доме, окружённом парком, на берегу Валдайского озера. Усадьба принадлежала профессору политэкономии Н. Н. Георгиевскому. В этом доме когда-то жил романист Всеволод Сергеевич Соловьёв (сын историка С. М. Соловьёва и брат философа Владимира Сергеевича Соловьёва). Очарование парка, благодать озера, молитвенный покой монастыря, тишина старинного городка, служили писателю духовной отрадой. Валдайские впечатления нашли своё воплощение во втором томе книги С. Нилуса «На берегу Божьей реки».


Облюбовал валдайскую сторонку известный писатель-анималист Виталий Валентинович Бианки (1894-1959) – один из любимейших детских писателей. Его книги «Первая охота», «Хвосты», «Чей нос лучше», «По великому морскому пути», «Нечаянные встречи» – стали спутниками детей с дошкольного возраста. Особенно интересна «Лесная газета», представляющая собой календарь жизни леса и его обитателей.

В 1947 году В. В. Бианки по рекомендации боровичского инженера и охотника-любителя В. В. Брейтвейта обосновался в погосте Боровно, на берегу одноимённого озера, что в Окуловском районе. Он поселился на мысе, рядом со школой, в доме местной жительницы Прасковьи Алексеевны Смородкиной. Очень живой и общительный, он вскоре приобрёл много друзей и знакомых. И, конечно же, среди них главное место занимали ребята школьного возраста. С большой теплотой вспоминали писателя и жители этих мест пенсионерка Н. К. Шенк и учитель П. С. Иванов. Они говорили, что Виталий Валентинович никогда не отказывался почитать ребятам свои рассказы и сказки, побеседовать с ними.

Страстный охотник много времени проводил в окуловских лесах. Вернувшись из леса, он тотчас брался за свои дневники и рукописи, записывал наблюдения за жизнью обитателей лесов и озёр. Так продолжалось вплоть до 1950 года. Учёный-орнитолог приезжал на это «прекрасное охотничье и рыболовное место», к «милому сердцу Северу» ранней весной, чтобы «встретить всех перелётных, походить на тока, постоять на тяге».

В середине лета 1950 года Бианки из-за болезни приехал в Боровно лишь на несколько недель. Охотиться он уже не мог. И в последующие годы друзья и знакомые по Боровну делились с ним в письмах своими наблюдениями, сообщали ему об интересных встречах и охотничьих происшествиях [18].

Повести, рассказы и сказки Виталия Бианки пополняют знания читателей о природе, пробуждают в них стремление к её активному познанию и бережной охране. Через всё его творчество проходит мысль, что человек – природе друг. За 33 года нелёгкого писательского труда В. Бианки написал более двухсот рассказов, сказок, повестей, и каждое из этих произведений учит нас любить природу, беречь и понимать её красоту.

По приглашению В. В. Бианки на берега озера Боровно часто приезжали ленинградские художники, иллюстрировавшие книги писателя-природоведа. Здесь подолгу гостили В. Курдов, М. Кукс, А. Якобсон. Они наблюдали живую природу, обсуждали с писателем выполненные иллюстрации, общались с местным населением.


Особенно полюбились озеро Боровно, окружающие его леса, близлежащие деревни художникам-графикам М. Куксу и А. Якобсон. В деревне Котчино супруги арендовали часть дома. Здесь они и проживали постоянно, особенно в летние месяцы.

Талантливый график Александра Николаевна Якобсон (1903-1966) задумала и осуществила цикл своих произведений, посвящённых людям села.

Как художник, она сформировалась под воздействием русского народного изобразительного искусства и поэзии, образцы которых сохранились в Сибири, где она родилась и выросла, и произведений русской и зарубежной классики, ставших для неё доступными в Академии художеств.

Уже в студенческие годы Александра Якобсон выполняет заказы издательства «Детгиз». Ей поручают ответственное задание - проиллюстрировать русские народные сказки, произведения Пушкина, Лермонтова, Аксакова, Тургенева, Островского, Лескова, советских писателей Шишкова, Каверина, Маршака, Бианки, ряда зарубежных писателей. Эти работы принесли художнице широкую известность: медали, премии, дипломы. Работы Александры Якобсон известны, главным образом, по книгам, предназначенным для юных читателей, в частности, по книге Виталия Бианки «Клуб Колумбов». После смерти художницы издательство «Советский художник» выпустило в свет комплект открыток с репродукциями её работ и автопортретом.

Автолитографии из цикла «Новгородчина» выполнены в пятидесятые, начале шестидесятых годов XX века. Это своего рода графические раздумья о труде и быте людей села. Во всех произведениях Александры Якобсон, воссоздающих облик новгородской деревни того времени, ощущается причастность мастера к жизни её героев, её дружеская поддержка и суровое осуждение, глубокая личная заинтересованность в торжестве добра, красоты над злом и аморальностью [19].

Реки

Озёра

Селигер

Национальный парк

Населённые пункты

Монастыри и храмы

Культура

Журнал

Карты