Валдай - Нило-Столобенская пустынь
Наш дом

Походы

Мещёра

Валдай

Западная Двина

Волга

Заволжье

Карелия

Север

Краткая история Нило-Столобенской пустыни

На Столбенском острове озера Селигер, в 10 км от города Осташкова находится мужской монастырь Нило-Столобенская пустынь.

Преподобный Нил родился по предположению, в 1485 году в Валдайском уезде в погосте Жабенском. К сожалению, как его звали в миру сейчас уже неизвестно, как и то, кем были его родители. Известно только, что после их смерти он отправился в Иоанно-Богословский Крыпецкий монастырь, который находился в двадцати верстах от Пскова. Около 1505 года тут еще подвизались ученики преподобного Саввы. Здесь он принимает постриг и наречен был Нилом, в честь преподобного Нила Постника, подвижника горы Синайской (память 12 ноября).

В 1515 году преподобный Нил покинул Крыпецкий монастырь и срубил в лесу, в Ржевском уезде близ реки Черемхи, небольшую келью. Здесь поначалу питался он травой и желудями, а позже начал возделывать маленький огородик. В подвигах духовных и телесных проводил он там время.

В один из дней к преподобному Нилу пришли разбойники, решившие его убить. Однако он, сотворив молитву, вышел к ним с иконой Пресвятой Богородицы. Разбойникам привиделось, что преподобный окружён множеством вооружённых людей. В ужасе они упали к его ногам, раскаялись и стали просить прощения. Похожее событие произошло в монастыре Саввы Крыпецкого, возможно во времена пребывания там преподобного Нила.

Постепенно слава об отшельнике разнеслась по окрестным селениям. Люди стали приходить к нему, прося молитв и наставлений. Такая молва стала тяготить преподобного, и через 13 лет после поселения у реки Серемхи, он перебирается на новое место.

Однажды утомленный долгим бдением, преподобный уснул, и в тонком сне услыхал глас Божий, повелевавший: "Нил! Выйди отсюда и иди на остров Столобный; на нем ты сможешь спастись". Обрадованный Божьей милостью, стал он расспрашивать об острове приходящих к нему христолюбивых людей. Узнав, что находится он на озере Селигере, в семи верстах от города Осташкова, преподобный оставляет прежнее своё жительство, и отправляется на остров. Остров тот покрыт был густым лесом, и на нем возвышалась гора. Взойдя на гору, Нил благодарил Бога за указание ему места сего. "Се, Господи, покой мой, се жилище мое во веки веков".

В 1528 году дал Богу обет никогда не садиться и не ложиться. Выполняя его, вбил в стену часовни деревянные крюки, на которые опирался подмышками, когда ноги уже не держали. Подпорки врезались в плечи и долго дремать не давали.

Несмотря на запрещение в православной традиции скульптуры, популярна стала в народе деревянная фигурка преподобного Нила Столобенского в черной схиме. Он изображен в момент отдыха на крючьях. Такая же скульптура, но в человеческий рост есть в осташковской церкви.

Первую зиму он прожил в пещере, которую выкопал в горе. Весной же из островного леса поставил себе келейку и возвел часовню. Для пропитания стал он возделывать огородик. С благодарностью принимал он подаяния боголюбивых местных жителей, прознавших о его уединенном подвиге.

На новом месте дух злобы не оставлял преподобного своими напастями, ополчая на него злых людей и полчища бесов. Так однажды, позавидовав единственному жителю острова, жившие напротив поселяне вырубили на нем весь лес. Преподобный умолял их оставить деревья на горе, но они ничего не пощадили, кроме единственной сосны около келии. Срубленные деревья они решили сжечь. По слезной молитве преподобного, Господь, однако, остановил жадное пламя. Посрамленные и устыженные этим чудом, злодеи бежали с острова.Другой раз пришли на остров разбойники, надеясь найти у преподобного земное богатство. Как дикие звери, устремились они к святому, требуя раскрыть место с сокровищами. "Сокровище мое в углу моей кельи", - сознался преподобный. Дерзновенно вбежав туда, увидели разбойники в переднем углу келейную икону Пресвятой Богородицы. Тут они, внезапно пораженные чудным светом, от неё исходящим, ослепли. Преподобный сжалился над ними, и после их искреннего раскаяния помолился за них, и они прозрели.

Двадцать семь лет подвизался святой на острове, стяжая благодать и укрепляясь духом. В часовенке выкопал он себе могилу и уложил туда струганый гроб, чтобы не забывать никогда о смертном часе и ответе на страшном Суде. А ещё принял он дар прозрения тайных дел людских, и дар избавления от потопления плавающих, с молитвой к нему обращающимся. Получив извещение свыше о близящейся смерти, он исповедался перед духовным своим отцом Сергием, бывшим тогда игуменом близкого, Николаевского Рожковского монастыря. Причастившись и беседуя с игуменом, исполнился святой пророческого духа и открыл, что место это станет жилищем иноческим. Просил навестить его на следующий день. Но на утро братия с игуменом нашли его уже почившим, с просветленным и умиротворенным лицом. Было это 7 декабря 1555 года. Тело святого с молитвенным пением положено было в приготовленный им гроб. После его смерти осталась только древняя икона Владимирской Богоматери, которая позднее стала называться Селигерской. Преподобный Нил Столобенский был канонизирован в 1756 году.

Основателем обители на месте подвигов Преподобного Нила и первым его настоятелем был иеромонах Герман из Николаевского Рожковского монастыря. Родился он недалеко от Столбного острова и с детства слышал о жизни и подвигах отшельника. Остров давно уже стал местом паломничества. Прожив на острове вместе с игуменом новгородским Антонием три года, устроил он над могилой гробницу и накрыл её часовней. От гроба Преподобного непрестанно истекали чудеса и исцеления, и явно было, что Бог желает проявить светильник благочестия.

В 1591-1594 годах иеромонах Герман, вместе со странником-холмогорцем Козьминым, возводит на острове первую деревянную церковь во имя Богоявления Господня, с приделом Василия Блаженного, московского чудотворца.

В 1594 году иеромонах Герман испросил у Московского и Всея Руси Патриарха Иова разрешение открыть на острове иноческую обитель с общежительным уставом. По грамоте Патриарха наречена она была Ниловой пустынью от имени преподобного Нила. Первым её настоятелем, со званием строителя стал преподобный иеромонах Герман.

Иеромонах Герман собрал полные сведения о жизни преподобного Нила. Филофей Пирогов написал Житие Нила, приложив к нему стихири и канон. С того времени для иноков монастыря открылся новый источник духовного назидания и утешения.

Перед концом своей жизни иеромонах Герман с братией испытали много скорбей от неурожая хлеба и голода, и от набегов на Селигер литовцев и шведов. В это Смутное время бедная пустынь была дотла разорена и сожжена и только благодаря чуду не исчезла с лица земли, как это произошло, со многими другими монастырями, деревнями и даже небольшими городками. Жизнь здесь надолго замерла.

Но свято место пусто не бывает, и в 1620-е годы монашеская жизнь на острове Столбном возобновилась. Земли вокруг острова Столбный и сам остров принадлежали боярину Лыкову, который считал преподобного Нила Столобенского своим небесным покровителем и оказывал монастырю всяческую поддержку. Настоятелем монастыря в те годы был энергичный, образованный игумен Нектарий. Благодаря его деятельности в монастырь потянулись и другие богатые вкладчики: боярин Колтовский, князь Дмитрий Михайлович Пожарский, князья Трубецкие и, наконец, сам царь. На эти вклады Нектарий заново отстроил монастырь. В 1622 году вместо сожжённой Богоявленской церкви над могилой преподобного Нила возвели деревянную пятиглавую Покровскую церковь, в 1635 году в монастыре появился второй храм. Обитель обнесли оградой с восьмигранной колокольней над воротами, устроили больничные и гостиные кельи.

Постепенно Нилова пустынь получила известность далеко за пределами селигерских земель, став одной из наиболее чтимых святынь России. Нилова пустынь славилась своей традицией старчества. Ниловские старцы-схимники - Нектарий Боголеп (Теляшин), Иоанн (Бартеньев), Алимпий (Попов), архимандрит Серафим. Из Ниловой пустыни вышли некоторые высшие иерархи Русской Православной Церкви: инок Евфимий в конце XVII в. был митрополитом Новгородским, инок Иоасаф с 1725 г. - епископом Воронежским и т. п.

Богатые пожертвования в Нилову пустынь делали все российские государи. Царь Алексей Михайлович в 1666 году подарил монастырю колокол, царь Федор Алексеевич - водосвятную чашу, царица Наталья Кирилловна - шитую ризу, Пётр I - богато украшенное евангелие, императрица Екатерина II - драгоценный покров, император Александр I - золотой крест и золотую панагию для настоятеля. Эти и многие другие ценности и произведения церковного искусства хранились в богатой монастырской ризнице. А монастырская библиотека, появившаяся в XVI веке, считалась одним из богатейших книжных собраний России.

В 1665 году пожар уничтожил все деревянные постройки монастыря. На его восстановление царь пожертвовал 200 рублей, кроме того, обитель к тому времени и сама уже располагала немалыми средствами. На эти деньги началось каменное строительство.

При строительстве каменного Богоявленского собора 27 мая 1667 г. земля осыпалась, и открылись святые мощи преподобного Нила: гроб истлел, но мощи оказались нетленными. При мощах Нила лежали икона и схима, находившиеся в земле 112 лет и не подвергнувшиеся тленью. За десять дней до чудесного обретения мощей Преп. Нила рыбаки ночью видели огненный столб, стоявший над монастырем и потом спустившийся вниз. За два дня до обретения мощей, другие рыбаки видели в воздухе над гробницей горящую свечу. А в самый день обретения мощей явился преп. Нил иеромонаху обители Александру во время его дневного отдыха, повелевая воспрянуть от сна. Известны многие чудеса исцеления от мощей Преп. Нила: от глазных, грудных и других болезней.

В 1667 году мастер Яков Голубин, уроженец села Павлово на Оке, что близ Нижнего Новгорода, заложил каменную церковь Богоявления. Во время строительства в монастырь неоднократно присылались всё новые и новые пожертвования - от царской семьи, от бояр Милославских и Морозовых. Спустя три года церковь была освящена, однако она оказалась неудачной: уже через два года она дала трещины, и часть церкви - колокольню и трапезную - пришлось разобрать. В 1680-1698 годах была построена Казённая палата с казначейскими кельями. В 1751 году к палате пристроили архиерейские кельи.

В сложное петровское время, столь неблагоприятное для судьбы Церкви, в обители на острове Столобном был утвержден инквизиторский надзор. В Нилову Пустынь ссылали неугодных деятелей: митрополита Крутицкого Игнатия, епископа Карельского Аарона, Афанасия Еропкина и других.

Наиболее интенсивное строительство велось в монастыре в XVIII веке. Руководил работами подрядчик Фома Павлов, крестьянин подмонастырской слободы Троицкого Селижаровского монастыря, высокоодарённый мастер. Более десяти лет он проработал в Ниловой пустыни. На месте старых Святых ворот Фома Павлов возвел в 1751 - 1755 годах каменную надвратную церковь во имя преподобного Нила Столобенского, напоминающую надвратную церковь Донского монастыря в Москве. До 1832 года она была увенчана пятью главами, четыре из которых были разобраны.

В 1760-1764 годах была построена надвратная церковь во имя апостолов Петра и Павла над восточными воротами. Иконы для ее погибшего иконостаса писал Б. Е. Уткин - представитель известной фамилии осташковских иконописцев.

С 1764 года обитель преподобного Нила внесена в разряд первоклассных монастырей России, но числится за штатом. В 1782 году начали сооружать двухэтажный корпус для почётных гостей, но закончили его только в конце XVIII века. В то же время был построен трёхэтажный странноприимный дом.

Стоящая несколько в стороне от главных построек монастыря, на небольшом мысу, церковь Воздвижения сооружена в 1784-1788 годах. Её великолепное лепное убранство, выполненное осташковским мастером Кондратием Конягиным, вызвало восхищение императора Александра I.

В 1816-1837 гг. настоятелем монастыря был архимандрит Серафим, который до этого был законоучителем воспитанников Академии художеств; архимандритом Старицкого Успенского монастыря; Краснохолмского Антониева монастыря. За 20 лет пребывания в Ниловой Пустыни большую часть времени проводил в своей келье.

К началу XIX века слава Ниловой пустыни привлекала такое множество паломников, что старый Богоявленский собор уже не мог вместить всех молящихся. Проект нового собора был заказан выдающемуся петербургскому мастеру Карлу Росси. Но Росси по неясным пока причинам не довёл работу до конца, и новый собор был построен по проекту уже другого петербургского архитектора - И. Шарлеманя. Строительство собора началось в 1821 году и закончилось в 1833 году. Интересно, что этот проект был подготовлен Шарлеманем на конкурс по строительству Исаакиевского собора в Петербурге. Победил, как известно, проект Монферрана, а проект Шарлеманя воплотился в Ниловой пустыни...

Отделка собора продолжалась 30 лет, и по своей пышности он превосходил многие столичные дворцы и храмы. Над просторами Селигера поднялся огромный "столичный" храм в стиле классицизма. Сходство с Петербургом дополняли берега острова, одетые в гранит, подобно набережным Невы. Последней крупной постройкой в монастыре стала башня Светлица, сооружённая в 1863 году. В ненастье на ней зажигался фонарь, указывая застигнутым непогодой судам спасительный путь.

Главной святыней монастыря были мощи преподобного Нила. Открытые в 1667 году, они покоились в Богоявленском соборе монастыря, в серебряной раке, устроенной в 1764 году; при них хранилась схима преподобного, в которой он был погребен. Здесь находилась чудотворная Владимирская икона Богоматери, именуемая Селигерскою. Принесенная на Столобенский остров преподобным Нилом и находясь в его пустынной кельи, она поразила слепотою напавших на него разбойников, которые, по молитве о них преподбного Нила, снова прозрели и обратились на путь добродетельной жизни. Эта святая Владимирская икона называется еще Келейною и ей, кроме 26 мая, празднуется в день преставления преподобного Нила, 7 декабря. В пустыни находилась также свято чтимая икона Богоматери, именуемая Троеручица.

Другой чудотворной иконой монастыря был образ преподобного Нила Столобенского, написанный в 1595 году монахами тверского Оршина монастыря Иовом и Нифонтом ; со слов старцев, знавших угодника и помнивших черты его лица. В монастырском храме Всех Святых находилась дубовая рака, в которой почивали мощи преподобного с 1667 по 1764 год. Ежегодно 27 мая, в праздник Обретения мощей Св. Нила Столобенского, совершались крестный ход с обнесением мощей Св. Нила вокруг монастыря. Деревянные изображения сидящего Св. Нила Столобенского, которые с большим искусством вырезались местными резчиками по дереву, расходились по всей России, вплоть до Сибири. Они имели самый разный размер - одни величиной с ладонь, другие в человеческий рост. Большой популярностью пользовались изображения крестного хода в Нилову пустынь. Они широко распространялись в виде раскрашенных лубков, выпускались даже специальные чайные сервизы с этими изображениями.

В XIX веке обитель преподобного Нила превратилась в настоящий монашеский город на острове. Монастырь имел Гостиный и Конюшенный дворы, больницу, гостиницу, школу, док, многочисленные склады и хозяйственные службы - кузницы, амбары, мельницы, мастерские, погреба, мыльни, две пристани, два парохода и даже смотровую площадку с видом на озеро Селигер и Осташков.

Всю южную часть острова занимали сады и огороды, за которыми находилось монастырское кладбище. Помимо монахов здесь хоронили богатых вкладчиков, пожертвовавших на обитель преподобного Нила большие суммы. На островке даже был устроен искусственный пруд, где пойманная в Селигере рыба до поры ожидала своего часа. В просфорной пекли просвирки с инициалами преподобного Нила Столобенского, и возвращавшиеся домой паломники с благоговением разносили их по всей Руси. Среди монахов Ниловой пустыни были даже монахи-моряки и монахи-капитаны, водившие по озеру два монастырских пароходика, на которых паломников перевозили из Осташкова в пустынь и обратно, а также доставляли в село Свапуще, откуда начинался путь к истокам Волги. К концу XIX века Нилова пустынь превратилась в один из крупнейших монастырей России. Сюда стекались нескончаемые толпы богомольцев. Особо важных гостей встречали на Архиерейской пристани, откуда широкая лестница вела вверх, к арке Святых ворот с надвратной церковью Св. Нила Столобенского.

В Валдайском уезде, на реке Черемхе, принадлежащей пустыни, находилась часовня и келья преподобного Нила, окруженная группою вековых деревьев, памятник первоначальных подвигов преподобного Нила. У монастыря были подворья в Москве и С.-Петербурге. К монастырю была приписана Вселуцкая Ново-Соловецкая пустынь (осн. В 1701 г., в 30 км от г. Осташкова).

В начале XX века в монастыре было 17 иноков, 37 послушников, 7 священнослужителей, 17 работников и 68 трудников.

Не избежала испытаний и гонений, постигших Русскую Православную Церковь после революции, и Нилова пустынь. Мощи преподобного Нила были кощунственно вскрыты в феврале 1919 года, а позднее их вывезли и поместили в Вознесенском храме уже закрытого Знаменского монастыря в г. Осташков, где разместилась экспозиция местного краеведческого музея.

В 1927 году монастырь был закрыт, а на настоятеля монастыря архимандрита Гавриила состряпали дело и отдали его под суд (по другим источникам - на епископа Гавриила и архимандрита Иоанникия). Судьба большинства монахов пустыни неизвестна. Скорее всего, они безвестно сгинули в сталинских лагерях. В монастыре была устроена детская трудовая колония, а перед самой войной - концлагерь для 6311 пленных польских офицеров, о чем свидетельствует католический крест, установленный у въезда в монастырь. В 1940 году они были расстреляны в подвалах Калининского НКВД и захоронены близ села Медного. До сих пор на колокольне, где вместо часов вставлены круглые жестянки с нарисованным циферблатом и стрелками, застывшими на без десяти двенадцать, видны еще турели для пулеметов и прожекторов. Во время Великой Отечественной войны в монастыре находился госпиталь, после войны - лагерь для бывших советских граждан-репатриантов, в основном - солдат Красной Армии, вернувшихся из фашистского плена. В 1960-е годы в монастыре был устроен дом инвалидов. К тому времени постройки монастыря уже находились в аварийном состоянии. В шестидесятых годах власти сделали Селигер туристическим центром. В 1970-е годы в обители начались реставрационные работы в связи с решением устроить в бывшем монастыре турбазу "Рассвет". Эти работы растянулись на двадцать лет, и ещё были далеки до завершения, когда в 1990 году обитель преподобного Нила Столобенского была возрождена.

За эти годы были полностью снесены два храма, вырублены липовая парк и фруктовый сад, частично разрушена гранитная набережная, полностью утрачено внутреннее убранство храмов и росписи, использовать здания без проведения реставрационных работ было больше невозможно.

В конце 1990 года, разоренная и поруганная Нилова пустынь была, наконец, возвращена Русской Православной Церкви. По высшему произволению, мощи преподобного Нила сохранились в церкви Вознесения Господня, что стоит в центре рабочего поселка, возникшего в безбожные годы в ограде осташковского Знаменского женского монастыря. По другим источникам мощи прп. Нила нашли приют в Знаменском соборе г. Осташкова.

Священноархимандритом монастыря стал епископ Тверской и Кашинский Виктор. В начале 1991 года обитель возобновила свое служение.

Епископом Тверским и Кашинским Виктором на должность наместника был назначен бывший настоятель Вознесенской церкви в г. Осташков митрофорный протоиерей Владимир Иванович Шуста, к тому времени удостоенный многих церковных наград. 30 марта 1991 года отец Владимир принял постриг с именем Вассиан.

Первый молитвенный постриг был совершен наместником монастыря архимандритом Вассианом 9 июля 1993 года, в конце Петрова поста, в день празднования Тихвинской иконы Божией Матери.

В 1994 году монастырь торжественно отметил юбилейную дату - 400-летие со дня основания обители, но радость насельников и паломников была неполной по причине того, что святые мощи преподобного Нила Столобенского все еще пребывали в Осташкове, в Вознесенском соборе. Для того, чтобы перенести мощи, нужно было устроить в монастыре все необходимое для встречи своего Небесного покровителя. Сень и раку, находящуюся в Вознесенском соборе, перенести было невозможно, и их решено было оставить.

Правящий архиерей благословил тверских резчиков изготовить новую раку для святых мощей угодника Божия. В том же году работа над ракой была завершена. Устроено было и место для мощей преподобного. В начале 1995 года Его Святейшество, Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II дал благословение на перенесение мощей преподобного Нила Столобенского из Осташкова в Нилову пустынь. Это торжество было назначено на 9 июля 1995 года. По этому поводу монастырь посетил Патриарх Алексий II. Тогда же Патриарх освятил озеро Селигер.

Обретение мощей прп. Нила празднуется ежегодно 9 июня н/ст., а Перенесение мощей - 9 июля; к этим дням в монастыре собираются тысячи богомольцев со всех концов России. Устраивается крестный ход из г. Осташкова, который плывет в обитель на теплоходе, украшенном разноцветными флагами, в сопровождении целой флотилии больших и малых судов, наполненных народом. Мощи прп. Нила обносятся вокруг монастыря, и служится торжественная литургия.

По благословению Святейшего Патриарха 9 июля - день перенесения святых мощей преподобного Нила из Осташкова в Нило-Столобенскую пустынь, стал третьим праздником этой обители.

Каждый год 9 июня, в день обретения святых мощей преподобного Нила, со всех концов России в обитель стекаются сотни паломников, желающих почтить память великого Божия угодника. Накануне, восьмого июня, в три часа дня служат малую вечерню, на которой епископом Тверским и Кашинским Виктором и духовенством соборно читается акафист преподобному. В 17 часов совершается всенощное бдение. Утро праздника начинается с водосвятного молебна, по окончании которого бывает исповедь для говеющих. В 10 часов совершается праздничная Божественная литургия, прежде чего, по древней традиции, весь остров обтекает торжественный крестный ход, возглавляемый священноархимандритом монастыря епископом Тверским и Кашинским Виктором.

Реки

Озёра

Селигер

Национальный парк

Населённые пункты

Монастыри и храмы

Культура

Журнал

Карты