Лествица Святого НилаА.И. Буркин, кандидат искусствоведения
Икона "Преподобный Нил Столобенский, чудотворец". Конец XVIII века. Верхневолжье. Тимофей Осокин. Частное собрание | Среди большого количества дошедших до нашего времени деревянных образов преподобного Нила, Столобенского чудотворца, встречаются такие, на которых фигура угодника Божиего поставлена на некое возвышение с несколькими ступенями. В христианской иконографии образ лестницы чрезвычайно глубок и многогранен. Он восходит и к библейской "лествице Иакова", изображая самое основное в Православии - восхождение от злого к благому, духовное возрастание, достижение святости или обожение. В ряду наиболее известных икон, сюжетно воспроизводящих христианскую лествицу, - образ Божией Матери "Неопалимая Купина" и икона "Лествица Иоанна Лествичника". Иконография "Неопалимой Купины", сложившаяся в XVI веке на основе толкований видения пророку Моисею огненной Купины (горящего и несгораемого куста) и других ветхозаветных прообразов Богоматери и пророчеств о Боговоплощении, помещает в центре композиции Богоматерь с Младенцем и символическими атрибутами - лестницей, горой, вратами. Традиционно Её изображение заключено в тёмный ромб (небо и куст), наложенный на красный прямоугольник с сильно вогнутыми сторонами (земля и огонь). Концы образовавшейся восьмиконечной звезды соединены волнистыми линиями, отделяющими цветные облака. В конце ромба и в облаках - Ангелы, олицетворяющие природные стихии и служащие Богоматери. В красных угольниках - символы евангелистов. По углам четыре ветхозаветных пророчества о Боговошющении: видение пророку Моисею огненной Купины, Древо Иессеево, видение пророку Иезекиилю врат и видение Патриарху Иакову лествицы.
Икона Божией Матери "Неопалимая Купина". Конец XVIII века | "Лествица Иоанна Лествичника" - икона, назначение которой - наставление монаха на пути добродетели и прославление силы истинной молитвы, способной творить чудеса и в минуты откровений уподобляющей монаха Ангелу. На иконе - лествица, по ступеням духовного совершенства возводящая живущих в мире от земного к Горнему. На вершине - Господь, святые, Ангелы с венцами в руках. А под лествицей разверзлась адова пропасть, в которую злобные духи сбрасывают оступившихся. Икона нам образно показывает, что путь восхождения по лествице добродетелей нелёгок, что он встречает сильное бесовское противодействие и непонимание окружающих. Но жаждущие спасения с упованием на Господа должны смело отправляться в путь. На первой ступени этого восхождения святой Иоанн говорит: "Не за то, братья, будем мы осуждены на вечном суде, что не совершали мы чудес, что не богословствовали, но за то будем осуждены, что не плакали о грехах своих".
Лествица Иоанна Синайского. Книжная миниатюра | Именно "плач о грехах своих" привёл опытного подвижника-монаха Нила в уединённую пустынь на остров Столобенский на озере Селигер, чтобы продолжить путь восхождения по "лестнице добродетелей" к отрешению от мира и вечному спасению. Обычно резчики на деревянной скульптуре преподобного Нила изображают три ступени лествицы. Объяснение этому факту находим как в тексте самой "Лествицы" святого Иоанна Синаита, выделившего в 30-м слове именно три основные добродетели - веру, надежду и любовь, так и в толкованиях на это место святых отцов. Святитель Димитрий Ростовский в своём Слове "О тайне восхождения на небо Божией Матери", сравнивая гроб Богородицы с лестницей на небо, говорит: "Смерть названа гробом так же, как и лествицей. А смерть святых перед Господом честна, как лествица, возводящая к небу души святых, и измеряется тремя богословскими добродетелями: верой, надеждой и любовью. И это - мера великая и высокая, достигающая как бы лествицей неба! Потому что вера достигает до лицезрения Божия, надежда - до получения благ, ихже око не виде, а любовь - до самого сердца Божия, в Котором источник и начало всякой истинной любви" (Церковная проповедь на двунадесятые праздники. Слова, беседы и поучения святых отцов и учителей Церкви / Сост. П. Смирнов. Киев, 1904. С. 482, 488).
Образ святого преподобного Нила Столобенского. Середина XIX века. Дерево, резьба, темпера. Частное собрание | "Лествица святого Нила", нашедшая отражение в деревянной скульптуре преподобного, традиционно ассоциируется с образом Божией Матери, но не напрямую, с помощью изобразительного ряда, а опосредованно - через его житие, из которого мы узнаем, как однажды разбойники, восхотевшие ограбить преподобного Нила, были ослеплены светом, исшедшим от иконы Богородицы, находившейся в его келье. Это был образ Владимирской иконы Божией Матери, принесённый угодником на остров и впоследствии получивший наименование Селигерской иконы. Позже он долгое время хранился при мощах преподобного. Скорее всего, простым деревенским резчикам, жившим в окрестностях монастыря и занимавшимся изготовлением деревянных образов преподобного Нила Столобенского, были недоступны все богословские тонкости, связанные с христианским образом лествицы и понятные учёным монахам или богословам. Но основное его содержание резчики понимали ясно и правильно, поскольку сам образ возводящей к небу лествицы добродетелей со временем прочно укрепился в православном народе. Так соединяются церковное богословие образованного российского общества и крепкая народная православная вера.
Фото О.В. Каплина
|
Малая деталь резной скульптуры преподобного Нила - всего несколько лествичных ступеней, на которую современный человек может и не обратить внимания, оказывается глубоко значащей, несущей огромную смысловую нагрузку, как и вообще это бывает в христианской иконографии - богословии в красках или на рези. Её, эту малую деталь, просто необходимо увидеть и правильно истолковать, чтобы сквозь земное и тленное духовными очами лицезреть небесное и вечное.
|