ДЕНДРАРИЙ, дендрологический парк (от греч. dendron - дерево), территория, на к-рой в открытом фунте культивируются древесные растения. Насаждения в Д., обычно в стиле ландшафтного парка, могут быть самостоятельными или входить в состав ботанич. сада. Размещение растений осуществляется по система-тич., геогр., экол., декоративному или др. признакам. Наиболее известные Д.: при Гл. ботанич. саде Рос. АН (Москва), Никитском (близ Ялты), Сухумском и Батумском ботанич. садах, дендропарк "Софиевка" Укр. АН (Умань), парк "Дендрарий" в Сочи. По терр. Д. проходят экскурс. маршруты. ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ТУРИЗМ (ДЮТ), охватывает учащихся школ, ПТУ, техникумов, а также работающих подростков; неразрывно связан с краеведением. Способствует укреплению здоровья, приобретению трудовых навыков, нравственному и эстетич. развитию подрастающего поколения. Организационно-методич. руководство туристско-краеведч. работой со школьниками осуществляют СЮТ и центры ДЮТ; они работают при респ. мин-вах просвещения и при краевых, обл. и гор. управлениях и отделах нар. образования. Тур. работой с подростками занимается Всес. добровольное об-во "Трудовые резервы" и ЦК ВЛКСМ через бюро молодёжного Т. "Спутник". В России дет. Т. возник в сер. 19 в. и носил характер общеобразоват. экскурсий. Их организаторами и пропагандистами были передовые педагоги: А.Я. Герд, А.Я. Ушинский, декабрист И.Д. Якушкин, работавший в Ялуторовской жен. гимназии. Оздоровит. значение для детей прогулок и экскурсий отмечал П.Ф. Лесгафт. Уже к кон. 19 - нач. 20 вв. экскурсии стали входить в систему общеобразоват. занятий некоторых уч заведений. После Окт. революции 1917 в Москве в 1918 при Наркомпросе РСФСР по инициативе Н.К. Крупской было создано Центр. бюро школьных экскурсий, в задачу которого входило обеспечивать приём и обслуживание детских тур. групп. Наряду с экскурсиями в крупные города страны (преим. Москва, Ленинград) в 20-е гг. были популярны многодневные (6-10 дней) походы, т. н. кочевки, по близлежащим р-нам, во время которых ребята изучали революционное прошлое р-на, знакомились с с.-х. трудом, кустарными промыслами и др. В 30-е гг. ДЮТ приобрел общественно полезную направленность: юные туристы в походах занимались поиском полезных ископаемых и строит. материалов (глина, известняк), участвовали в мероприятиях по охране природы; проводились походы по местам Гражд. войны. В целях активизации внешкольной тур.-экскурс. работы с детьми и подростками в 1932 на базе Центр, бюро школьных экскурсий при Наркомпросе РСФСР была создана Центр. детская экскурс.-тур. станция. В кон. 1940 была объявлена Всес. экспедиция пионеров и школьников по местам Гражд. войны и малым рекам. В годы Великой Отечеств, войны работа юных туристов была направлена прежде всего на помощь фронту и тылу - ребята собирали лекарств, растения для воен. госпиталей, помогали семьям фронтовиков и погибших, инвалидам войны; на освобождённых терр. организовывали походы по местам боёв, поиски погибших воинов. 50-е гг. стали периодом массового распространения и развития ДЮТ. В 1954 на Юж. Урале (оз. Тургояк) состоялся 1-й Всес. слет юных туристов. Проводились Всес. экспедиции пионеров и школьников по местам боевой и трудовой Славы сов. народа. Так, в 1955-57 ЦДЭТС и газ. "Пионерская правда" организовали 1-ю Всес. экспедицию пионеров и школьников в честь 40-летия Октября. Затем состоялись экспедиции "По дорогам пятилетки", "Из искры возгорится пламя" и др. В 1957 по призыву ленинградских пионеров в стране возникло массовое патриотич. движение по изучению боевого и революционного прошлого родного края "Красные следопыты". В 1958 создано бюро Междунар. молодёжного Т. "Спутник".
Создана материальная база ДЮТ; работают многочисл. клубы, кружки, секции в уч. заведениях, на станциях юных туристов, во дворцах и домах пионеров и школьников, пионерских лагерях, на дет. тур. базах, при ДЭЗах. Во время занятий дети изучают теорию и практику Т. и краеведения, совершают прогулки, экскурсии, походы, проводят слёты, соревнования, конференции, вечера и др. Сложилась определ. пед. система организации этих мероприятий в течение года в виде т.н. тур.-краеведч. циклов, в к-рых выделяют: подготовит., основной (напр., поход) и заключит. этапы. В начале нового цикла занятий каждый участник предстоящего похода обычно получает тур. (напр., санитар, штурман) и краеведч. (напр., географ, метеоролог) должности, и т.о. за 3-4 года занятий он может освоить все осн. походные должности. В подготовит, период занятий юные туристы по книгам и документам знакомятся с маршрутом, природой, историей, экономикой и культурой изучаемой терр. Совершают уч.-тренировочные и тематич. походы, осваивают технику Т., участвуют в соревнованиях, готовят снаряжение, продукты и др. к предстоящему походу. Во время похода они занимаются поисково-краеведч. работой (ведут дневники наблюдений, фотографируют интересные объекты, делают зарисовки, собирают материалы для коллекций и др.), общественно полезным трудом, включающим работу по заданиям музеев, гос. и обществ, орг-ций по охране окружающей среды, проводят выступления агитбригад и т. д. После похода каждый участник готовит паспорт маршрута или отчёт, собранный материал оформляется в виде коллекций, экспозиций, дневников и передается в школьный музей и предметные кабинеты для использования в качестве иллюстративного материала в уч.-воспитат. процессе; составляются также отчёты для др. тур. групп, готовящихся пройти по этому маршруту. Тур.-краеведч. цикл завершается отчётом участников похода на тур. вечерах. Школьникам разрешён пеший (с 12-13 лет), лыжный и водный (с 13-14 лет), горный (с 13 лет), велосипедный (с 14-16 лет) Т., а также спелеотуризм (с 14-16 лет). Учащиеся ПТУ и техникумов, достигшие совершеннолетия, имеющие водительские права, могут участвовать в авто-мотопоходах. Школьникам 1-2-х классов доступны самые простые формы Т.: тур. прогулки и общеобразоват. экскурсии в близлежащие парки, зелёные зоны; протяжённость маршрута от 1 до 3,5 км. Сложность похода определяется требованиями Единой спорт, классификации и перечнями тур. эталонных маршрутов. Сами условия тур. жизни (длит. пребывание на природе, разнообразные физич. нагрузки, преодоление препятствий и т. д.) способствуют развитию и проявлению у подростка организованности и дисциплинированности, смелости и стойкости, ответственности и чувства долга и др. нравственных и волевых качеств, дружбы, товарищества, взаимопомощи и взаимоподдержки. Походная обстановка помогает быстро усваивать и применять определ. трудовые навыки. Связь Т. с краеведением позволяет использовать его как средство накопления знаний и развития интереса к уч. занятиям. Составной частью ДЮТ является семейный туризм. Лит: Шимановский В., Туристские слеты, М., 1975; Берман А.Е., Юный турист, М., 1977; Остапец А. А. В походе юные. М., 1978; его же, Туризм в профтехучилище. М., 1961; его же, На маршруте туристы-следопыты, М., 1987; Бардин К.В., Азбука туризма. 2 изд., М., 1981; Туризм в школе, М., 1983; Минделевич С.В., Пора в поход. М., 1985
Как правило, туристы используют для ведения Д.т. общую тетрадь в твёрдой обложке, которая хранится во влагонепроницаемом чехле (полиэтиленовом пакете). В плохую погоду рекомендуется пользоваться дополнит, записной книжкой, перенося затем из неё заметки на страницы Д.т. На основании маршрутной книжки и отчёта о походе, после рассмотрения их маршрутно-квалификационной комиссией составляется протокол о зачёте пройденного маршрута, а руководителю и участникам выдаются справки о совершении похода установленной категории сложности. Второй экземпляр маршрутной книжки и протокол о зачёте похода хранятся в МКК, отчёт - в б-ке клуба туристов, пр. Д.м. - у руководителя похода.
|