КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН тур.-экскурс. мероприятий, представляет собой их перечень в хронологич. порядке с указанием точных сроков, места проведения и ответственных за их организацию лиц. Составляется как для планового, так и самодеят. Т. в масштабе страны, республики, области, города либо тур. клуба, секции и т. п. на год, квартал, месяц или неделю. Иногда в К. п. указываются также требования, предъявляемые к участникам мероприятий (напр., при проведении соревнований - спорт, разряд участников, допуск врача). КАМНЕПАД, падение обломков горных пород, каменных глыб и крупных каменных масс с крутых горных склонов. Возникает обычно в результате выветривания скальных склонов, размыва трещиноватых осадочных горных пород (галечника с примесью гравия и валунов), вытаивания моренного материала из тела ледника. Часто К. являются следствием землетрясения либо взрывных работ (проводимых в горах), причём после них вероятность К. увеличивается. Случайно сорвавшийся из-под ноги животного или человека либо брошенный камень также может стать причиной К., даже там, где естеств. К. маловероятны (напр., на травянистом склоне). Вероятность К. возрастает утром, когда под действием солнечных лучей начинают вытаивать примерзшие обломки горных пород. На вост. и юж. склонах гор К. наиболее вероятны в первой половине, а на западных — во второй половине дня. После захода солнца возможны т. н. вечерние К., обусловленные разрушением горных пород от замерзания воды в трещинах. Вероятность К. возрастает во время дождей и в оттепель. Наиболее камнеопасны кулуары, желоба, крутые долины ручьёв и пр. вогнутые формы рельефа; камнеопасны осыпные склоны и скопления моренного материала на наклонном льду. Участки с повышенной опасностью К. можно установить по следам ударов камней и свежим сколам более светлого, чем окружающий фон, тона, по камням на снегу и свежим бороздам, оставленным ими на снежном склоне, по ледовым и снежным желобам с застрявшими в них камнями. Перед выходом на камнеопасный участок обязательно назначают наблюдателя, к-рый следит за склоном и в случае возникновения К. криком: «Камень!» или иным способом предупреждает группу о грозящей опасности. Камнеопасные желоба, кулуары пересекают поодиночке, протяжённые склоны — колонной с интервалом 4—5 м между участниками. По сигналу наблюдателя надо немедленно остановиться и определить направление К., ни в коем случае нельзя метаться по склону. Если вблизи есть надёжное укрытие (большой камень, выступ скалы, пещера и т. п.), следует немедленно им воспользоваться. Если же укрытия нет, то при падении одиночного камня лучше дождаться его приближения (т. к., падая, он ударяется о склон и непрерывно меняет направление) и уклониться от него в последний момент. При большом кол-ве падающих камней, если рядом нет естеств. укрытия, надо лечь ничком на склон в направлении К. и закрыть голову рюкзаком. Растерявшемуся туристу необходимо подать громкую чёткую команду. Опасность К. необходимо учитывать при выборе места для бивака. Наиболее безопасны горные гребни, купола, контрфорсы и др. выпуклые формы рельефа. Хорошо защищают от К. лес и густой кустарник. Как правило, камнеопасные участки указываются в описаниях маршрутов и на тур. схемах.
В состав сооружений и устройств К. д. входят конечные станции (где размещаются приводы с двигателями внутр. сгорания или электродвигателями, а также натяжные и обводные устройства для канатов), опоры для канатов, посадочные и высадочные площадки. Состав техн. средств каждой К. д. зависит от её типа, назначения и рельефа местности. Наиболее распространены простые в сооружении и эксплуатации наземные буксировочные К. д., или канатные подъёмники для транспортировки лыжников вверх по снежным склонам. Различают буксировочные К. д. с индивидуальными прицепными самосбрасывающимися устройствами, или бугелями, и с бугелями, закреплёнными на канате постоянно. Индивидуальное прицепное устройство (бугель) представляет собой пластину обычно из дюралюминия с двумя фигурными выступами (пальцами) на одной из сторон, к-рые обеспечивают сцепление бугеля с канатом; лыжник при транспортировке держится за прикреплённый к бугелю поводок дл. 1,0—1,5 м; у несъёмных бугелей на конце поводка крепится сиденье в виде диска (одноместное) или поперечины (двухместное)(рис. 1). Буксируемые лыжники могут отцепить свой. бугель от троса или сойти с сиденья в любом удобном для них месте трассы. К. д. с прицепными бугелями перевозят за 1 ч до 500 чел. на расстояние 100—600 м со скоростью до 2,5 м/с; К. д. с постоянно закреплёнными бугелями — до 1200 чел. на расстояние до 1000—1200 м со скоростью до 4 м/с.
В отличие от фуникулёра бромсберг имеет 1 вагон, прикреплённый к концу тягового каната, другой конец к-рого соединён с приводом, обычно размещаемым на верх. станции. Пропускная способность рельсовых К. д. не превышает 600 чел. за 1 ч при скорости движения до 3 м/с. Наиболее распространены воздушные К. д. — кресельные и гондольные. Кресельные К. д. представляют собой подъёмники с креслами на 1—4 чел., подвешенными к тягово-несущему канату (рис. 2). Пассажиры садятся в кресла и высаживаются из них на ходу. Кресельные К. д. способны перевозить за 1 ч от 400 до 1200 чел. на расстояние 1,5—2,5 км при углах подъёма до 45° и перепаде высот до 600 м. Иногда для повышения комфортности поездки (напр., для защиты от ветра, дождя) кресла снабжают откидными колпаками из плексигласа. На гондольных К. д. пассажиров перевозят в небольших закрытых кабинах (гондолах) вместимостью от 2 до 6 чел. (рис. 3). Гондолы крепят к канату при помощи разъёмного или неразъёмного соединения. Разъёмные соединения позволяют при необходимости отцеплять гондолы или прицеплять дополнительные и тем самым регулировать пропускную способность К. д. в зависимости от потока пассажиров. К. д. с неотцепляемыми гондолами имеют постоянную пропускную способность, однако по сравнению с К. д. первого типа у них проще оборудование, меньше износ, они более надёжны, безопасны.
Наиболее сложные, трудоёмкие в стр-ве и дорогостоящие двухканатные маятниковые К. д. с 2 кабинами, рассчитанными на 10—180 чел. каждая, движущимися навстречу друг другу по параллельно натянутым канатам с одновременной остановкой (и отправлением) на противоположных конечных станциях. Их трасса не зависит от рельефа местности и определяется положением конечных станций. Такие дороги перевозят за 1 ч от 300 до 600 чел. со скоростью 6—11 м/с на расстояние в неск. км с перепадом высот до 2 км. Маятниковые К. д. сооружают только в крупных тур. центрах и на курортах, а также когда устройство К. д. других типов невозможно из-за особенностей рельефа, большого перепада высот, плотной застройки или ценных угодий на трассе, не позволяющих разместить опоры. Особой разновидностью К. являются «Майон рапиды» («Maillon Rapide»), обладающие повышенной прочностью (в среднем в 3 раза выше, чем у других К. с таким же сечением силовой скобы). Они выполняются из стального или дюралюминиевого стержня (диам. 3—12 мм) обычно овальной, треугольной, Д-образной или трапецеидальной формы, с резьбовой муфтой вместо защёлки (рис. 3). Кроме того, в тур. практике для подстраховки в случае потери молотков, крючьев, а также для соединения ремней рюкзака и др. целей применяются стальные вспомогат. К., форма, размеры и тип защёлки к-рых весьма разнообразны (рис. 4). Лит.: Хубер Г., Альпинизм сегодня, пер. с нем., М., 1980; Горный туризм, Тал., 1981; Школа альпинизма, М., 1989.
Для безопасности движения по снежному карнизу следует отступить от его вершины на такое расстояние, чтобы оказаться на наветренном склоне хребта. По острому гребню со снежным карнизом необходимо передвигаться с верёвочной страховкой. Недопустим траверс под снежным карнизом. Нередко снежный карниз является главным препятствием при выходе с крутого склона на гребень. В таких случаях снежный карниз подрубают ледорубом или подрезают верёвкой. Если обойти или сбить снежный карниз невозможно, сквозь него пробивают тоннель (делается это только при выходе на наветренную сторону). На снежном карнизе нельзя устраивать биваки, т.к. снежная масса может оторваться от скалы и "улететь" вместе с палаткой. Для туристов и альпинистов интересны т. н. фотокарты — репродукции увеличенных космич. фотоснимков (напр., центр. части Памира в масштабе 1:70 000), документальных и наглядных. ![]() ![]() ![]() ![]()
Каркас К. обычно состоит из 4 продольных (стрингеры), 4—5 поперечных (балки) и 2 диагональных элементов (для ужесточения конструкции). Деревянные каркасы делают из жердей (или планок) диам. 60— 70 мм в ср. части; деревянные элементы соединяются проволочными скрутками. Годятся любые породы дерева. Металлич. каркас собирается из дюралюминиевых труб марки Д1Т или Д16Т с толщ. стенок 1,5—2 мм; крепление — на болтах. В качестве диагональных элементов используются тросы с талрепами. Наиболее простая конструкция каркаса — плоская прямоугольная рама. В более сложных каркасах стрингеры повторяют обводы гондол;иногда для увеличения прочности каркас делают в виде фермы. Четырёхместные К. более распространены и обладают лучшими мореходными качествами, чем двухместные (рис. 3). Их дл. 4,5—5,5 м, шир. 1,8—2,4 м, полный объём гондол 1,2—2,5 м3, масса (с дюралюминиевым каркасом) 35—55 кг. По сравнению с другими .тур. судами К. обладают лучшей ходкостью, большей поперечной и продольной остойчивостью и, как правило, большим запасом плавучести. Лиг.: Снаряжение туриста-водника, М., 1986. Продолжительность маршрута определяется как миним. кол-во дней, необходимое для его прохождения подготовленной тур. группой; протяжённость — как наименьшая допустимая длина зачётного маршрута данной К. с. (табл. 1). Установленные значения продолжительности и протяжённости маршрутов могут быть изменены маршрутно-квалификационной комиссией (МКК); напр., продолжительность увеличена по сравнению с нормативной при увеличении протяжённости маршрута, кол-ва и сложности естеств. препятствий, а также за счёт дней, отведённых на разведку местности и на случай непогоды. ![]() Дни отдыха (днёвки) не входят в нормативную продолжительность, причём их кол-во составляет не более 20% от общей продолжительности похода. Уменьшение продолжительности маршрута допускается в исключит, случаях. Протяжённость может быть уменьшена при большой техн. сложности маршрута, но не более чем на 25% по сравнению с нормативной. Осн. часть маршрута должна быть линейной или кольцевой, протяжённостью не менее 75% от установленной для данной К. с. и содержать наиболее сложные препятствия. Расстояния, пройденные в кольцевых радиальных выходах, засчитываются полностью, в линейных радиальных выходах — лишь в одну сторону. Техн. сложность маршрутов любой категории предполагает определ. уровень типичных для каждого вида Т. препятствий, при этом для более высоких К. с. характерны препятствия более сложные, чем в маршрутах низших К. с. Техн. трудность преодоления, разнообразие и характер препятствий в походе данной К. с. должны быть не ниже, чем для классифицир. маршрутов той же категории в данном р-не. Удлинение маршрута при неизменном характере препятствий не является основанием для повышения К. с. В зависимости от характера препятствий МКК определяет уровень квалификации и техн. мастерства участников похода, необходимый для прохождения данного препятствия при условии гарантированной безопасности. При классификации маршрутов в горном Т. пользуются набором перевалов, обусловливающих сложность маршрута (табл.2). ![]() В случае ряда усложняющих горный поход факторов (сложные подходы по долинам, первопрохождения, большая высота над уровнем моря и т. д.) общее кол-во перевалов может быть снижено (исключение составляет 6 КС). В зависимости от опыта и квалификации группы, р-на и продолжительности похода кол-во наиболее трудных перевалов может быть увеличено по согласованию с МКК. С 1989 в маршруты горных походов могут включаться восхождения на вершины и траверсы хребтов. Число таких элементов на маршруте не должно превышать двух, а трудность — не выше трудности перевалов, определяющих сложность маршрута. Число перевалов, необходимых для зачёта похода, содержащего восхождения на вершины и траверсы, может быть сокращено по усмотрению МКК. При оценке спелеомаршрутов учитывается набор пещер, определяющий сложность их прохождения (табл. 3). ![]() Каждый набор пещер необходимо пройти в течение одного похода. Если пещера 1 КС или 2 КС имеет большую протяжённость, то прохождение неск. пещер может быть заменено прохождением неск. маршрутов в одной пещере. Макс. К. с. походов по видам Т. и осн. тур. регионам страны приведены в табл. 4 и 5. ![]() Походы по маршрутам менее продолжительным, протяжённым или сложным, чем маршрут 1 КС, считаются некатегорийными (напр., походы выходного дня). На некатегорийных маршрутах, а также категорийных (кроме высшей К. с.) могут встречаться участки, характерные для классифицир. маршрутов любой (в т. ч. и более высокой) категории. Опыт участников, требуемый для таких походов, должен соответствовать трудности преодоления этих участков. Их прохождение учитывается при решении вопроса о допуске туриста к походам по квалифицир. маршрутам, но не принимается в зачёт при установлении спорт, квалификации туриста и присвоении ему спорт, разряда. ![]() Лит.: Туристские спортивные маршруты, М., 1989. КАТЕГОРИЯ ТРУДНОСТИ, классификационный показатель, характеризующий степень трудности преодоления отдельных препятствий на пешеходных, горных и спелеомаршрутах (в отличие от категории сложности, относящейся ко всему походу в целом). Отдельными препятствиями в пеших походах являются, например, переправа, перевал, вершина, траверс гребня, каньон, лес, болото, пески, осыпь, снежный, ледовый и водный участки пути; в горных походах - перевалы и вершины; в спелеопоходах - пещеры. Лит.: Снаряжение туриста-водника, М., 1986. Единой международной классификации обслуживания не существует и К.о. обычно определяют разрядом гостиницы и категорией номера. Наиболее распространены К.о.: туристский, первый и люкс. По классификации «Интуриста» туристский К.о. соответствует однокомнатный номер на 1—3 чел. с умывальником; 1-му классу — 2-местный однокомнатный номер со всеми удобствами, люксу — полутора-двухкомнатный номер со всеми удобствами на 1— 2 чел., люкс-апартаменту — трёхкомнатный 2-местный номер со всеми удобствами. Об энцефалитной опасности района, по которому проходит выбранный маршрут, можно узнать в санэпидстанции. При выборе пути следует учитывать, что клещи чаще встречаются в смешанных лесах с преобладанием осины, берёзы, обильными подлеском и травяным покровом. Клещи, скапливаясь на траве или кустарнике, нападают на проходящих людей, цепляясь за одежду. Они чаще прикрепляются к плечам, груди, шее, голове. Кровососание их безболезненно и длится до нескольких суток. Для профилактики К.э. используют т.н. противоклещевую одежду (штормовка или комбинезон с капюшоном, спец. костюм), эффективность которой повышается при обработке её репеллентами. При необходимости можно приспособить обычную одежду: плотно застегнуть ворот, стянуть манжеты тесьмой или резинкой, заправить брюки в сапоги, а рубашку в брюки, стянув их широким эластичным поясом, обвязать шею платком или надеть защитную сетку. Для стоянки следует выбирать открытые сухие участки, пойменные луга, высокоствольные леса без подлеска и с незначительным травяным покровом. Перед установкой палатки надо расчистить участок от травы, валежника и мелкого кустарника, по периметру снять дёрн и утрамбовать землю. Перед использованием травы и ветвей для подстилки их надо в течение 3-4 ч провялить на солнце или прогреть над костром. Эффективная мера профилактики - само- и взаимо- осмотры для выявления и удаления клещей с одежды и тела, их проводят примерно через каждые 2 ч пребывания в зоне распространения клещей (не снимая одежды), а во время обеденного привала и на биваке - с осмотром всего тела, причём особое внимание уделяют волосистым участкам, складкам кожи. Обнаруженных на теле клещей смазывают растительным маслом или бензином, а затем, захватив пинцетом или петлёй из крепкой нити, плавно, без рывков, покачивая из стороны в сторону, извлекают, не отрывая хоботка и не раздавливая. Если на месте укуса остаётся хоботок, то его удаляют иглой и обрабатывают ранку и руки спиртом. В опасных районах не следует употреблять сырое молоко (особенно козье). После похода всю одежду надо выстирать и прогладить горячим утюгом. Туристов, собирающихся в поход в районы с высокой опасностью заражения К.э., иммунизируют с помощью вакцины, которая вводится 3-кратно, начиная с сентября-октября (3-ю прививку делают через 3 мес после 2-й, но не позднее чем за 10 дней до прибытия на место). ![]() КЛУБ ТУРИСТОВ, добровольная любительская организация туристов на крупном предприятии, стройке, объединяющаятуристские секции коллективов физкультуры цехов, отделов, участков. Деятельностью К.т. руководит спортклуб или совет коллектива физкультуры предприятия; непосредственно руководство работой клуба осуществляет правление, избираемое общим собранием туристов предприятия. К.т. обеспечивает организационную и учебно-методическую помощь туристским секциям, организует спортивные, учебные, агитационные и др. туристские мероприятия. Лит. Васильев И.В., В помощь организаторам и инструкторам туризма, [2 изд.], М., 1973. Лит.: Лукоянов П. И., Зимние спортивные походы, 2 изд., М„ 1988; Лукоянов П, И., Свет В. Л., Самодельное снаряжение для лыжного туризма, М„ Подготовка К. к выступлениям требует длит. тренировок, поэтому для участия в крупных соревнованиях (не ниже областных) целесообразно готовить тройной состав участников, из к-рых впоследствии комплектуется К. Обычно в К. отбирают хорошо физически и технически подготовленных туристов, с хорошей реакцией, обладающих морально-психол. стойкостью. Подготовка К. проводится по тренировочному плану, предусматривающему регулярные уч. соревнования. Во время соревнований К. возглавляет представитель орг-ции, направившей её на соревнования, — руководитель К.; он же является посредником между К. и судейской коллегией. В отсутствие представителя его обязанности может выполнять тренер или капитан К. Спелеотуристы используют только полные К. из лёгкого брезента, техн. капрона или прорезиненной ткани без наружных карманов, с потайными пуговицами или застёжками «молния» с крупными звеньями (рис. д). Манжеты и штрипки выполняются из широкой резиновой ленты. На колени, локти, плечевой пояс и тазовую часть нашивают накладки из прочной прорезиненной ткани, под к-рые вставляют листы микропористой резины. Для походов по обводнённым пещерам используют гидрокостюмы. ![]() КОМБИНИРОВАННЫЙ МАРШРУТ, маршрут туристского путешествия, экскурсии, спортивного похода, при прохождении которого используются способы передвижения, относящиеся к различным видам туризма (напр., железнодорожно-автобусный, водно-пешеходный горно-лыжный и т. п.).
К. используют для быстрой съёмки маршрута или небольших участков. Двигаясь по маршруту, снимают ось движения (свой путь) и полосу местности шир. 250— 500 м; на исходной точке и на всех точках поворота измеряют азимуты прямолинейных отрезков хода и их протяжённость (шагами, на глаз и др.). Съёмку местных предметов ведут в точках поворота способами засечек, полярным, промеров (см. Глазомерная съёмка), измеряя при этом азимуты направлений. Результаты измерений заносят в абрис, по данным к-рого чертят схему маршрута в избранном масштабе. Лит.: Алешин В. М., Серебреников А. В., Туристская топография, М., 1985; Военная топография, М„ 1986. Наиболее распространены К. т.: спортивно-походные (на лучший лагерь, лучший отчёт о походе, лучший обед и т. д.); техн. творчества (на лучшее самодельное тур. снаряжение); обществ, работы (на лучшую организацию тур., военно-патриотич., краеведч. работы, пропаганды Т. и пр.); художеств, самодеят. творчества (на лучшие фотографию, слайдфильм, кинофильм, стенгазету, значок, эмблему, девиз, на лучшее исполнение песни туристской и т. д.). К. т. художеств, творчества могут проводиться в рамках специально организованных фестивалей; обществ, работы и техн. творчества — на выставках. Обычно К. т. проводят на слётах туристских и соревнованиях туристских, причём результаты К. т. могут входить в общий зачёт соревнований. Первый в СССР плановый конный верховой маршрут [ТБ «Катунь» — Каракольские озёра (Алтай)] был организован в 1971 Алтайским краевым СТЭ. Начиная с 1975 созданы верховой конный маршрут в Башкирии (ТБ «Арский Камень»), конные маршруты в Адыгее (ТБ «Романтика»), Карачаево-Черкесии (ТК «Теберда»), на Южном Урале (ТГ «Курган»), в Чувашии (ТБ «Сурские зори»), Вост. Казахстане (ТГ «Турист» в Усть-Каменогорске), Кемеровской обл. (ТБ «Юность»), Грузии (ТГ «Ваке» и кемпинг «Кутаисский»), Красноярском крае (ТГ «Турист» в Шушенском) и др. Ежегодно в конных тур. походах участвуют св. 40 тыс. чел. ![]() На турбазах, имеющих конные маршруты, туристов обучают верховой езде и обращению с лошадью — в открытом манеже (на огороженной площадке 40х60 м с мягким грунтом) и на плацу (неогороженной площадке). Подготовка к многодневным путешествиям осуществляется в полевых условиях; в программу подготовки обязательно входит тренировочный поход. На осн. часть маршрута туристы допускаются только после успешной сдачи зачёта. Маршруты конных походов верхом могут проходить по любым дорогам, лесным и горным тропам, а также без дорог — по степи, лугам и полям, через броды и овраги, по берегам рек и озёр. Путешествия в колёсных экипажах и санях практически не требуют спец. подготовки. Туристов на турбазах обучают гл. обр. приёмам запряжки и управления лошадьми, уходу за ними. Для длит. путешествия наиболее удобны одноконная рессорная повозка, полурессорный тарантас и легковые дрожки с плетёным кузовом. В этих экипажах свободно размещаются 2—3 туриста и весь тур. груз, включая зернофураж для кормления лошадей в походе. Сани используются одноконные; они в 1,5—2 раза легче на ходу, чем повозки. Для многодневных походов лучше всего двухместные сани-кошовки с плетёным кузовом. Маршруты путешествий в экипажах прокладывают преимущественно по просёлочным дорогам; трассы зимних маршрутов — обязательно от приюта к приюту. Большая часть конных маршрутов рассчитана на полное самообслуживание туристов в походе и проживание в полевых условиях (летом ночуют в палатках, зимой — в приютах, пищу готовят на костре, сами ухаживают за лошадьми). Снаряжение туриста-конника практически не отличается от снаряжения, используемого в пешем, горном, лыжном или велосипедном Т. (см. Снаряжение туристское); непременное условие — одежда и обувь для верховой езды должны быть подобраны с учётом длительного пребывания в седле. Конское снаряжение: для верховой езды — оголовье, седло, перемётные сумы, 2 вьюка (передний и задний), предметы ухода за лошадью; для езды в экипаже (санях) — комплект упряжи (узда с поводьями, хомут с гужами, дуга, седёлка с подпругами, шлея, чересседельник, подбрюшник и вожжи), а также предметы ухода за лошадью. Безопасность конного путешествия во многом зависит от умения туристов управлять лошадьми, исправности конского снаряжения и экипажей, соблюдения правил движения в полевых условиях, правильного обращения с лошадью и ухода за ней, а также от подготовленности туристов и лошадей к походу. Путешествие в экипаже (санях) не исключает возможности обучения верховой езде, напр. летом — ранним утром и вечером, зимой — в свободное время на днёвках. Перспективны комбинированные конные походы, когда одни туристы часть пути едут верхом, а другие — в экипажах, затем они меняются местами. Такая форма путешествия разнообразит впечатление от похода и обеспечивает всем участникам возможность научиться верховой езде. Возможности для развития К. т. есть практически во всех регионах, где имеется значит, конское поголовье — Центр. Россия, Ср. Урал, Сев. Кавказ, Казахстан, Бурятия, Алтай; перспективны для К. т. Белоруссия, Прибалтика, Зап. Украина. Лит.: Бобылев И. Ф., Котов Г. Г., Филиппов С. П., Конный туризм, М., 1985.
Лиг.: Пособие организатору туризма: основные маршруты, консультации, М., 1970. КСС разрабатывает и осуществляет профилактич. мероприятия, направленные на предупреждение несчастных случаев в тур. походах, путешествиях, экскурсиях, на слётах, соревнованиях, учебно-тренировочных сборах, в экспедициях и т. д.; организует и проводит поисково-спасательные работы; создаёт спасат. фонд, необходимый для проведения поисково-спасат. и профилактич, работ; осуществляет контроль за соблюдением установленных правил безопасности при организации и проведении разл. туристско-экскурс. мероприятий; проводит консультации для работников туристско-экскурс. и физкультурных орг-ций; активно участвует в мероприятиях по охране природы, памятников истории и культуры; готовит спасателей и др. специалистов для работы в контрольно-спасат. отрядах. При проведении тур. походов К. с. применяют из соображений безопасности, во время соревнований — в качестве квалификац. показателя (норматива). При нарушении К. с. поход или преодоление дистанции соревнований тур. группе (туристу) не засчитывается. Отсутствие сообщения от тур. группы, находящейся в походе, по истечению К. с. является основанием для немедленной организации поисково-спасательных работ. К. с. назначают также при необходимости встречи тур. групп на маршрутах. К. с. устанавливают также внутри тур. группы для части её участников, выполняющих заброски, осуществляющих разведку или предварит, обработку пути и находящихся за пределами видимости; при этом выход остальной части группы на помощь по истечению К. с. является обязательным и подготавливается уже при приближении назначенного времени. Во время тур. похода К. с. назначают с учётом времени суток и погодных условий, влияющих на безопасность как контролируемой группы (части группы), так и тех, кому предстоит поиск и оказание помощи.
Топливом для К. в лесных р-нах служат дрова из соснового, кедрового и лиственного сухостоя. Ель, пихта и осина дают много крупных искр, от к-рых могут загореться палатки и одежда. При заготовке топлива следует иметь в виду, что от сырых и гнилых дров много дыма и мало тепла; мелкий хворост прогорает в первые 2—3 мин; валежник пригоден лишь в сухую погоду и в сухих лесах. В сырую погоду, а также для варки пищи лучше использовать берёзовые и ольховые дрова — они горят ровно и почти без дыма. В безлесных р-нах топливом служат сухие кусты, трава, камыш и кизяк. К. для приготовления пищи обычно делают небольшим. Зимой при ночлеге, а также для согревания и сушки вещей разводят большой К., что требует значит. запасов топлива. Выбирая место стоянки, необходимо учитывать, легко ли подносить или спускать по склону топливо для такого К.
|
![]() ![]() |
![]() |
В тур. практике распространены разл. типы К. (рис. 1). «Шалаш» предназначен гл. обр. для варки пищи и освещения бивака; в качестве топлива обычно используется хворост и валежник. Такой К. образует мало углей и требует постоянного подкладывания сушняка. «Колодец» — один из жарких К.; удобен для приготовления пищи, обогрева и сушки одежды. Складывается из толстых коротких поленьев, сгорает медленно, образует много углей, дающих высокую температуру. «Таёжный» предназначен для варки пищи (если группа многочисленна), сушки вещей, а также для ночлега. Топливом служат брёвна дл. 2—3 м, уложенные вдоль или под острым углом друг к другу. Такой К. горит долго, не требует частой подкладки дров. Из других видов К. наиб. распространены «звёздный», используемый гл. обр. для ночлега небольшой группы, и нодья.
|
![]() ![]() |
![]()
В малолесной или безлесной (напр., степной) местности очаги для К. делают из дёрна, в горах — из камней (рис. 4). В зимнем путешествии при небольшой глубине снега под очаг расчищают ямку до земли, при глубоком снежном покрове делают настил из сырых брёвен. Для разведения небольшого К. над землёй удобна костровая сетка (рис. 5). Она изготавливается из металлич. проволоки диам. 0,5—1 мм с ячейками 8—12 мм, натягивается обычно между деревьями с помощью цепочек, тросиков или репшнуров. Дл. её 60—80 см, шир. 40—50 см, масса ок. 1 кг. Применение сетки позволяет предохранить земляной покров
|
![]() ![]() |
Лит.: Краткий справочник туриста, 3 изд., М., 1985. «КОШКИ», металлич. приспособления, надеваемые на обувь (иногда на лыжи) для облегчения и удобства движения по склонам, покрытым льдом, фирном или мокрой травой, а также по склонам с твёрдой конгломератной поверхностью. Простейшая конструкция «К.» представляет собой овальную рамку-основание из листовой стали толщ. 2,5—3 мм с расположенными по контуру 10—14 шипами-зубьями; рамка имеет форму подошвы тур. ботинка и крепится к нему при помощи хлопчатобумажного или обрезиненного синтетич. ремня либо тонкого металлич. тросика. Заострённые зубья «К.» (дл. ок. 35 мм) обеспечивают хорошее сцепление ботинка с покрытием склона, позволяют достаточно уверенно передвигаться по скользкой поверхности. Передвигаясь по сырому снежному склону, надо периодически счищать (напр., штычком ледоруба) налипающий на «К.» снег. Чтобы предотвратить налипание снега, на «К.» надевают кусок полиэтиленовой плёнки или капроновой ткани. Для этого, напр., надо наступить «К.» на полиэтиленовый пакет, проткнуть его зубьями и примотать шнурком или шпагатом к ботинку. Чтобы зубья не тупились, следует избегать лишнего хождения в «К.» по камням и скалам.
В горных походах, маршруты к-рых проходят через ледопады или по крутым ледовым склонам, желательно, чтобы все участники похода имели «К.»; в крайнем случае в группе необходимо иметь 2—3 пары 12- или 14-зубых «К.» для тех, кто первыми преодолевают сложный участок и организуют страховку. Передвигаясь по ровной (или с небольшим подъёмом) поверхности, ноги ставят на лёд с лёгким ударом всеми боковыми зубьями. Вверх по склону крутизной до 30° поднимаются напрямую «ёлочкой», ставя ступни ног под углом друг к другу. Более крутые склоны преодолевают по диагонали или зигзагом, ставя ступни ног одну над другой («лесенкой»), почти горизонтально (нижнюю слегка развернув носком вниз по склону). По очень крутым склонам и отвесам поднимаются, опираясь на передние зубья (к-рые вбивают в лёд ударом ноги), слегка опуская вниз задники ботинок. Не рекомендуется подниматься с тяжёлым рюкзаком, т. к. при этом значительно увеличивается нагрузка на голеностопный сустав и труднее сохранять равновесие. Использование на таких подъёмах «К.» с цельной жёсткой платформой позволяет снизить эту нагрузку. Спускаются в «К.» по пологому склону «гусарским» шагом, поднимая и опуская ноги не сгибая их в коленях. Ступню при этом ставят так, чтобы в лёд (фирн) вонзились все боковые зубья. Чем круче склон, тем короче должны быть шаги. По отвесам и склонам крутизной св. 70° спускаются, пользуясь теми же приёмами, что и при подъёме. В современных краеведческих исследованиях наибольшее место занимают изучение и охрана природы края — выявление и инвентаризация заповедных природных участков, подлежащих охране, изучение местных промыслов, восстанавливаемых в ряде мест по представлению и почину краеведов. Значит, внимание уделяется установлению фактов памятных событий трудовых и военных подвигов народа, созданию очерков и репортажей о выдающихся земляках, поиску исторических документов, предметов материальных культур прошлого и др. В развитии К. значительная роль принадлежит народным краеведческим музеям, созданным по инициативе краеведов-общественников. В них собираются, обрабатываются, хранятся и пропагандируются материалы, собранные краеведами-энтузиастами. Школьное К. широко используется как средство образования и воспитания учащихся. В 1918 для развития туризма и К. при Наркомпросе РСФСР было создано Центральное бюро школьных экскурсий. В 1920—30-х гг. создаются многочисленные кружки, общества по изучению родного края, проводятся походы школьников по местам Гражданской войны. В 1922 организуется Центральное бюро К. и при нём школьно-краеведческая комиссия, в задачу которой входила работа по сближению К. со школой. В 1934 для активизации туристско-краеведческой работы со школьниками при Наркомпросе РСФСР создаётся Центральная детская туристско-экскурсионная станция. С 1950-х гг. краеведческая работа с учащимися приобрела формы всесоюзных туристско-краеведческих походов и экспедиций. Лит.: Строев К.Ф., Краеведение. 2 изд., М., 1974; Морские круизные маршруты организуют по Чёрному и Балтийскому морям, по морям Северного и Дальневосточного бассейнов; речные К. — по Волге, Волго-Балтийскому и Волго-Донскому каналам, Днепру, Дону, Оке, Каме, Енисею, Лене, Оби, Иртышу и др., а также по некоторым крупным озёрам (Байкал, Ладожское, Онежское и др.). Туристско-экскурсионные организации фрахтуют для К. у министерств морского и речного флота пассажирские суда (в 1986 — 136 речных и 19 морских судов). Из К., организуемых "Интуристом», наиболее популярны К. по Средиземному морю, вокруг Европы, по Балтийскому и Северному морям, по Дунаю и др. Иностранные круизные суда заходят в Санкт-Петербург, Одессу, Ялту, Сочи и др. порты. Круизными поездками называют иногда и путешествия на туристских поездах (ж.-д. К.) и самолетах (авиационные К.). Лит.: Москвич Г., Иллюстрированный практический путеводитель по Кавказу, 16 изд., СПБ, 1911; его же, Иллюстрированный практический путеводитель по Крыму, 26 изд., СПБ, 1914.
По сравнению с обычной альп. лесенкой, на к-рой отсутствует жёсткая фиксация ступеньки относительно стопы, «К.» обеспечивает восходителю большую устойчивость, поскольку точка опоры «К.» — крючок на планке — расположена выше ступни и стремя плотно фиксируется относительно голеностопа. Планка и стремя снабжаются мягкими прокладками в местах прилегания к ноге. Круглое отверстие в верх. лепестке планки предназначено для пристёгивания карабина и является точкой крепления при подъёме по верёвке на зажимах («К.» в этом случае используется как стремя). Входящий в комплект лесенки крюк «фифи» позволяет вешать лесенку на карабин и вытаскивать её за собой на шнурке, проходящем через отверстие в крюке. С лесенкой крюк соединяется куском репшнура с надетой на него резиновой трубкой. Расстояние между кольцами лесенки 35—40 см, полная длина лесенки 130—150 см. Для создания опор на монолитных скальных поверхностях применяют шлямбурные К. (рис. 3) — самоврезные и пробойниковые. Отверстия для самоврезного К. в монолитной скале пробивают самим К.; для пробойникового К. отверстие готовят при помощи спец. пробойника. По способу крепления шлямбурных К. в отверстии различают конусные, дюбельные, цанговые и разъёмно-втулочные К. При создании опор на льду используют 3 осн. конструктивные разновидности ледовых К. (рис. 4): классич. тип («морковка»), «штопор» и ледобур («трубка»). Для закрепления опор на снежных склонах применяют снежные якоря. Страховочная верёвка крепится на К. посредством фурнитуры (крепёжного приспособления), форма и размеры к-рой зависят от типа К. и назначения опоры (рис.5).
|
![]() ![]() ![]() ![]() |