ЛАВИНА (нем. Lawine, от ср.-век. лат. labina — оползень), снежный обвал, масса снега, падающая или соскальзывающая с крутых горных склонов. Образование Л. возможно во всех горных р-нах, где устанавливается устойчивый снежный покров. Наиболее часты сходы Л. на Кавказе и в горах Ср. Азии. Л. могут возникать в любое время года и суток: от перегруженности снегом склонов во время метели или после обильных снегопадов вследствие малой силы сцепления между новым снегом и подстилающей поверхностью (сухие Л.); во время оттепелей или после дождей из-за возникновения между слоем снега и подстилающей поверхностью склона водной смазки и пропитывания водой снежной толщи (мокрые Л.); при образовании в ниж. слоях снежной толщи разрыхлений, состоящих из не связанных друг с другом кристалликов, по к-рым скользит верх. плотный слой снега («снежные доски»). По характеру движения различают: осовы — снежные оползни, соскальзывающие по всей поверхности склона; лотковые Л., движущиеся по ложбинам и эрозионным бороздам; прыгающие Л., к-рые свободно падают с уступов. Плотность снежной массы в сухой Л. 30—60 кг/м3, в мокрой — 600—800 кг/м3; ср. скорость движения Л. 20—30 м/с, иногда достигает 50— 60 м/с; давление снега по фронту падающей Л. может превышать 100 тс/м2. Обладая огромной разрушит, силой, Л. нередко становятся причиной катастроф — гибели людей, нарушения нормальной эксплуатации Дорог, пром. сооружений, спорт, комплексов. Поэтому в горных р-нах с повышенной лавинной опасностью, где постоянно находятся (работают или отдыхают) люди, создаются горнолавинные службы и горнотехн. надзор, ведущие постоянное наблюдение за лавинной обстановкой в горах. При возникновении угрозы схода Л. службы уведомляют местные власти и тур. орг-ции, закрывают горнолыжные трассы, а при необходимости вызывают (с помощью обстрела или взрывов скоплений снежной массы) искусств. сход Л. Так как маршруты самодеят. туристов, как правило, пролегают вдали от населённых пунктов, в р-нах, где подобных служб нет, следует по возможности избегать лавиноопасных мест, обходить их стороной. Если в горах выпал снег, образовав снежный покров толщ. 30—50 см, надо 2—3 дня подождать с выходом в высокогорную или безлесную зону; при толщине снежного покрова св. 50 см выход назначается через 4—5 дней (но и после этого возможность схода Л. сохраняется). Наиболее лавиноопасны У-образные долины (рис.), мульды, кулуары, желоба и склоны под ними, а также открытые крутые склоны, покрытые толстым слоем снега. Преодолевать опасную зону лучше всего по менее заснеженным выпуклым формам рельефа — широким контрфорсам, гребням; группы деревьев, высокий кустарник, скальные острова служат опорой снежной массе, а густой, плотный лес даже на крутых склонах сравнительно надёжно защищает от Л. Опасную зону преодолевают по одному с интервалом до 100 м (на открытом склоне). Двигаться по склону лучше всего след в след строго вверх, в крайнем случае наискось, т. к. поперечное (горизонтальное) пересечение снежного пласта может «подрезать» его, нарушить прочность сцепления снега с подстилающей поверхностью и вызвать Л. Находясь в лавиноопасной зоне, нельзя шуметь, громко разговаривать; распоряжения отдаются тихим голосом либо жестами. Для обеспечения безопасности из группы выделяют одного или неск. наблюдателей, к-рые криком или иным способом подают сигнал о возникновении Л. (иногда массы снега «текут» по склону почти бесшумно). Перед выходом на опасный участок все участники перехода привязывают к поясу или на руку выше локтя лавинные шнуры; аптечка, лавинные лопаты и зонды (см. Лавинное снаряжение) находятся у наблюдателей или у замыкающих. ![]() При возникновении Л. надо возможно быстрее покинуть опасную зону, лучше всего косым спуском. Если уйти от Л. не удаётся, надо немедленно освободиться от ледоруба, рюкзака и лыж (для этого перед выходом на опасный склон расстёгивают поясной ремень рюкзака, снимают с руки темляк ледоруба и развязывают длинноременные крепления лыж), закрыть шарфом или воротником свитера рот и нос, чтобы в них не набилась снежная пыль, и, энергично выполняя руками и ногами плавательные движения, стараться удержаться на поверхности снежной массы, по возможности продвигаясь к краю Л. Оказавшись под снегом, следует поджать колени к животу и согнутыми руками прикрыть лицо, одновременно отжимая снег у рта, чтобы можно было свободно дышать. Как только Л. остановилась, необходимо сразу же сделать всё возможное для освобождения из-под снега, т. к. неподвижный он быстро уплотняется и смерзается, грозя замуровать попавшего в Л. Если выбраться самостоятельно невозможно, надо в ожидании помощи сохранять спокойствие, экономить силы и воздух, всячески бороться со сном. Кричать можно и нужно только тогда, когда слышны крики спасающих или их шаги. Известно много случаев, когда людей извлекали живыми после неск. суток снежного плена. Если кто-либо из группы попал в Л., наблюдатель фиксирует (по ориентирам на местности) «место исчезновения» пострадавшего и по движущимся комьям снега от «места исчезновения» до их полной остановки замечает «место остановки». Как только движение снега прекратилось, по указаниям наблюдателя^ учётом местного ландшафта определяют наиболее вероятное местонахождение пострадавшего и немедленно приступают к его поиску, применяя лавинные зонды и лыжные палки. Обнаружив пострадавшего, его откапывают, используя лавинные лопать), ледорубы, крышки от кастрюль и др. Прежде всего освобождают голову, чтобы пострадавший мог свободно дышать. Освобождённому из-под снега при необходимости делают искусств, дыхание, массаж сердца, согревают, дают горячее питьё; при травмах и шоке принимают соотв. меры. Если в течение 40—50 мин пострадавшего обнаружить не удалось, то, продолжая интенсивные поиски, вызывают спасателей или обращаются за помощью в ближайший населённый пункт. Лит.: Кропф Ф., Спасательные работы в горах, 2 изд., М., 1975; Отуотер М., Охотники за лавинами, пер. с англ., 2 изд., М., 1980; Санин В., Белое проклятье, М., 1984. ЛАВИННОЕ СНАРЯЖЕНИЕ, спец. снаряжение, применяемое для поиска попавших в лавину людей. Подразделяется на общественное (лавинные зонды, лавинные лопаты), к-рое должно быть у группы туристов, совершающей поход в лавиноопасном р-не, и входить в состав основного, штатного, снаряжения контрольно-спасательного отряда, и личное (напр., лавинный шнур, радиомаячок), к-рое необходимо иметь каждому туристу. Лавинный зонд — металлич. стержень дл. 3—-4 м, составленный из неск. свинчивающихся частей — прутков диам. 5—6 мм или трубок сечением не св. 18 мм; длина каждой части обычно выбирается такой, чтобы соединённые 2—3 части зонда можно было использовать в качестве стойки для палатки. На одном конце зонда имеется ручка, на другом — наконечник с зацепом. При зондировании лавины лавинный зонд погружают в снежную массу до упора и по зацепившемуся за наконечник веществу (частицам ткани, ^мочкам земли, кусочкам льда) определяют характер встретившегося препятствия (рис.)
Лавинный шнур — тонкий капроновый шнур или тесьма дл. 15—25 м яркого, хорошо заметного на снегу цвета — красного, зелёного, синего. В качестве такого шнура не рекомендуется использовать покрашенную хлопчатобумажную тесьму или киперную ленту, т. к. на них легко налипает снег и шнур^ становится незаметным. Перед прохождением лавиноопасного участка шнур распускают и одним концом крепят к одежде или поясу туриста либо обвязывают вокруг талии, оставляя другой конец свободным. При попадании туриста в лавину лёгкий шнур выносится к поверхности лавинной массы и по нему находят засыпанного. Радиомаячок — небольшой карманный (с пачку сигарет) радиопередатчик с радиусом действия до 50—100 м. По сигналам радиомаячка при помощи обычного радиоприёмника, ориентируясь по макс. громкости сигналов, можно быстро найти попавшего в лавину. Подобные радиомаячки за рубежом наз. «электронные сенбернары» или «пипсы» (по названию первого поискового радиоаппарата), в СССР радиомаячкам дано общее назв. — «Поиск». Лучшие образцы зарубежных поисковых аппаратов (выпускаются неск. фирмами в Австрии, США и др. странах) представляют собой приёмопередающие радиоустройства массой от 100 до 200 г, способные работать в режиме передачи на одном комплекте батарей непрерывно от 2 нед до 2 мес. При попадании участника группы в лавину оставшиеся туристы (альпинисты) переключают свои аппараты на приём и быстро находят пострадавшего (дальность обнаружения 30—40 м). Первый пром. образец подобного отечеств. аппарата ТМ-01 (тур. маяк — модель 1) содержит только радиопередатчик, излучающий прерывистые радиосигналы частотой 800 кГц (340 и). Поэтому в группе необходимо иметь не менее двух радиоприёмников со средневолновым диапазоном. Время непрерывной работы ТМ-01 на одном комплекте питания не менее суток. Используемый в ТМ-01 элемент «крона ВЦ» работает при темп-ре выше 10°С, поэтому аппарат следует носить как можно ближе к телу (под свитером, штормовкой). Дальность обнаружения пострадавшего при помощи транзисторного радиоприёмника не менее 12 м. Габаритные размеры аппарата 95х72, 5х22 мм, масса 150 г. Первые детские Л.т. были созданы в нач. 1950-х гг. Обычно их организуют школы, дворцы (дома) пионеров, СЮТ на время каникул. Располагаются Л. т., как правило, за городом, летом — в виде палаточных городков, зимой — на базе сел. школ. За 2—3 мес до выезда на общем школьном собрании формируют группы по 15—20 чел., избирают совет Л. т. (начальник лагеря, педагоги, командиры групп), принимают устав, создаваемый на принципах самоуправления. На занятиях в тур.-краеведч. кружках школьники готовят лагерное оборудование, тур. снаряжение, разрабатывают маршруты предстоящих походов. Накануне выезда в Л. т. специально выделенная группа учащихся строит на его терр. все временные сооружения. Летом Л. т. функционирует обычно посменно (продолжительность смены 30 дней). За время пребывания в Л. т. ребята собирают краеведч. материалы, ведут наблюдения за природой, проводят тур. соревнования и осваивают приёмы и навыки, необходимые в тур. походах; старшеклассники участвуют в походах 1КС, выполняют нормативы на значок «Турист СССР», получают необходимую подготовку для звания «младший инструктор». Быт в Л. т. (уборка помещений, приготовление пищи, стирка белья и т. д.) организуется на основе самообслуживания.
В зависимости от кол-ва осадков и скорости таяния Л. либо наступает, либо отступает, становится обширнее или сужается. Из-за нагрева скал и береговых морен края Л. стаивают быстрее его центр, части; при быстром отступлении Л. участки льда на конце языка, обычно покрытые сплошной поверхностной мореной, т. н. моренным чехлом, отделяются от тела Л. и перестают двигаться (такой лёд наз. «мёртвыми»). Благодаря моренному чехлу «мёртвый» лёд стаивает неравномерно и на его поверхности образуются воронки, озёрца, крутые ледовые стенки, поэтому движение по «мёртвому» льду требует большой осторожности.
Часто под воздействием солнечных лучей и ветра на поверхности Л. из льда или фирна образуются наклонные конусообразные выступы — кальгаспоры — вые. до 1,5 м и более, к-рые обычно располагаются рядами и нередко занимают значит, площади. Внешне кальгаспоры напоминают фигуры молящихся, поэтому иногда их наз. «снегами кающихся». Небольшие кальгаспоры используют в качестве ступеней при движении по крутым склонам. Многочисленные высокие кальгаспоры на относительно пологой поверхности могут оказаться труднопроходимой преградой. Горные Л. представляют собой наиболее удобный путь ко мн. перевалам и вершинам, на них устраивают биваки и разбивают промежуточные лагери при сложных восхождениях. Но Л. может стать и серьёзным препятствием для туристов и альпинистов, гл. обр. из-за сложности рельефа (многочисл. трещин и колодцев, ледовых рек, ледяных стенок и кальгаспоров, промоин и ледопадов), внезапных сильных ветров и пурги, возникающих, когда масса охлаждённого над Л. воздуха стекает вниз вблизи его поверхности.
Л. являются серьёзным препятствием в горном походе, нередко определяющим сложность маршрута: он опасен обвалами сераков, наличием большого числа ненадёжных снежных и ледовых мостов через трещины. При возможности Л. обходят по участкам «спокойного» льда, склонам долины или береговым моренам. При необходимости короткие Л. проходят утром, до восхода солнца; для преодоления протяжённых Л. иногда требуется неск. дней. Рекомендовать однозначно путь в Л. невозможно; наиболее часто Л. проходят по вогнутым участкам и ледовым желобам, где вследствие сжатия верх. слоев льда число трещин уменьшается. Некоторые Л. удаётся пройти по рандклюфту. Головка Л. обычно выковывается из вязкой легир. стали. Рукоятки Л. делают из древесины (обычно из прямослойного ясеня или клёна), пластмассы или металла. Деревянные рукоятки (древка) удобны для пользования, но они недостаточно прочны для страховки и самостраховки. Поэтому всё чаще в горных походах пользуются Л. с металлич. и пластмассовыми рукоятками. Наиболее прочны трубчатые рукоятки из высоколегир. сплавов лёгких металлов, защищённые морозоустойчивым синтетич. покрытием. Менее прочны, но столь же практичны рукоятки из пластика, армированного стекловолокном.
Очень практичным дополнит, средством является лопатка из лёгкого металла (напр., из титанового сплава), надеваемая на «клюв» Л. (т. н. лопатка Месснера). Л. с лопаткой (рис. 2) хорошо служит, напр., для страховки на крутом фирновом склоне, при устройстве снежных пещер, как лавинная лопата. Длина Л. (от 60 до 100 см) подбирается по росту туриста применительно к характеру маршрута. Для несложных походов Л. выбирают такой длины, чтобы он касался земли, удерживаемый за головку в вытянутой руке. Для переходов по пологим ледникам нормальной считается длина Л. 80—85 см, а по крутым ледовым склонам — 65—75 см. На сложных скально-ледовых маршрутах более удобны укороченные Л. (дл. менее 65 см), или айсбайли. Укороченные Л. с металлич. рукояткой применяются гл. обр. альпинистами при высотных восхождениях и малопригодны для тур. походов. Масса Л. от 900 до 1200 г (в зависимости от длины Л. и материала рукоятки). Перед походом полезно убедиться в достаточной прочности выбранного Л. Наиболее простой способ — ударить лопаткой Л. по доске, а также подвесить к середине рукоятки груз 80—90 кг (рис. 3). Выдержавший эти испытания Л. можно считать годным для несложного похода. Лит.: Хубер Г., Альпинизм сегодня, пер. с нем., М., 1980; Горный туризм, Тал., 1981; Снаряжение для горного туризма, М., 1987.
Гибкие Л. используются горными туристами и альпинистами обычно в сочетании с искусств, точками опоры (напр., крючьями), имеют дл. до 1,5 м (3—4 ступени). Л., применяемые спелеотуристами, имеют дл. до 20—50 м. Масса гибких Л. 0,1—0,25 кг на 1 м длины, жёстких — 0,3—0,5 кг на 1 м длины. С кон. 1970-х гг. спелеотуристы вместо Л. чаще пользуются верёвкой или тросом.
Различают Л. н. одно- и многоместные (из-за наличия груза тур. вместимость выпускаемых пром-стью лодок неск. ниже паспортной). В водном Т. в качестве одноместных используются Л. н. пром. изготовления, предназначенные для охотников и рыболовов (ЛТН-2, «Юрюзань», «Славянка», «Волна» и др.); а в качестве многоместных — спасат. и тур. суда (ЛАС-3, ЛАС-5, НДЛ, ПСН-6, ТЛП-1000 и др.). Из-за невысоких мореходных качеств одноместными Л. н. пользуются в походах 1-й (редко 2-й) КС. Наиб. часто водные походы совершаются на лодках типа ПАС-3, ЛАС-5 и НДЛ (табл.). ЛАС-5 — самая распространённая среди туристов Л. н.; по сравнению с ЛАС-3 она более устойчива, в ней свободно размещаются 3 гребца и груз для 2—3-недельного похода. Однако отсутствие защитного покрытия требует дополнит, проклейки или чехла для защиты дна лодки от повреждений. ЛАС-3 считается более спортивной, она манёвренна, но из всех лодок наименее устойчива, что требует большой чёткости и аккуратности при маневрировании. ЛАС-3 имеет надувное дно и защитную проклейку дна. Наибольшей грузоподъёмностью и надёжностью обладают лодки типа Лит.: Страхов Ю. М., Надувные лодки в туристском путешествии, М., 1972; Путешествия на гребных судах, М., 1979. ЛОЦИЯ (от голл. loodsen — вести корабль), руководство по судовождению, содержащее подробное описание водного бассейна (берегов, рельефа дна, ориентиров на реке, препятствий в русле и способов их прохождения). Тур. Л. (в отличие от речной Л. для судоводителей) подробно составляется только на сложные участки реки. Указываются время, необходимое для прохождения каждого участка для разл. классов судов, варианты прохода по руслу, система организации страховки, места расстановки сигнальщиков (для облегчения ориентирования на пороге), а также места возможного причаливания к берегу, наиб. удобных стоянок, экскурс. объекты. Линия движения тур. судна зависит от характера воды. На небольших реках линию движения прокладывают через глубокие места, полностью используя скорость течения. На кр. реках следует держаться правого (по ходу) берега, чтобы не мешать движению больших судов. По кр. водохранилищам и озёрам линию движения прокладывают с учётом ветра, волн, прибоя, не отдаляясь от берега, чтобы при необходимости быстро пристать к нему. Основой для составления Л. служит карта в масштабе 1:100 000 или 1:200 000 или её копия, на к-рую наносят все препятствия на реке (отмели, перекаты, пороги, шиверы, мосты, паромы и т. п.), нумеруя их по течению. Рядом с препятствием даётся его краткая характеристика, оптимальный способ преодоления и, в случае необходимости, схема препятствия в масштабе 1:10000 или 1:20000. Иногда характеристики препятствий и схемы даются в пояснит. записке к Л. Примеры участка Л., схемы препятствия и условные знаки, употребляемые туристами при составлении Л., приведены на рисунках. ![]() Лит.: Алешин В. М., Серебреников А. В., Туристская топография, М., 1985. ЛЫЖИ ТУРИСТСКИЕ, предназначены для передвижения по снегу, насту, льду, а также коротким бесснежным участкам в условиях пересечённой местности. Для Л. т. характерен ряд особенностей, обусловленных спецификой лыжного тур. похода. Высокая прочность и гибкость необходимы для удержания туриста с грузом при опоре на носок и задник лыжи во время перемещения по крупным застругам, бурелому, камням. Увеличенная опорная поверхность (шир. 7—9 см, на 1—2 см шире, чем у гоночных лыж) создаёт пониженное уд. давление при движении туриста по рыхлому снегу, Общефизич. подготовка туристов-лыжников заключается в приобретении навыков длит. передвижения на лыжах с тяжёлым рюкзаком, хорошего владения техникой подъёмов, спусков, поворотов и траверсирования склонов, умения действовать в условиях сильного ветра, снегопадов и низких темп-р. Спец. техн. подготовка проводится с учётом сложных препятствий, преодоление к-рых потребует владения навыками самостраховки и страховки с использованием альп. средств и способов обеспечения безопасности. Важнейшие элементы тактики Л. т.: правильный выбор вида маршрута и распределение по нему технически сложных участков, построение графика похода и дневных переходов с учётом наиболее безопасного времени преодоления сложных препятствий, правильные коллективные действия на лавиноопасных склонах и в экстремальных условиях. Помимо традиционного периода (февраль, март, начало апреля) походы стали проводить в осеннее и весеннее межсезонье (по маршрутам в сев. регионах страны), а также в полярную ночь (по маршрутам Заполярья). Получают распространение зимние походы по тундре и замёрзшим водоёмам на коньковых и лыжных буерах, парусных нартах, на лыжах с индивидуальным парусом, на снегокатах, аэросанях. Лит.: Лукоянов П.И., Зимние спортивные походы. 2 изд., М.. 1988;
ЛЬГОТЫ в туристоко-экскурс. обслуживании используют для поощрения участия в тур. движении разл. групп населения. Подразделяются на социальные (существуют в форме субсидий, выплат и скидок за счёт разл. обществ, фондов и фондов пр-тий) и коммерческие (устанавливаются тур., гостиничными и трансп. орг-циями для привлечения туристов в межсезонье). Наиболее распространены скидки на групповые перевозки туристов, семейные туры и несезонные поездки. Л. предоставляются также участникам групповых самодеят. путешествий, организуемых через клубы и секции Т. на пр-тиях, в уч. заведениях. Обычно скидки составляют 30-50% стоимости тур.путёвок.
|