АБРИС (от нем. АbriВ - очертание, контур), схематический чертёж участка, сделанный от руки, непосредственно на местности. ![]() АВТОМОБИЛЬНЫЙ И МОТОЦИКЛЕТНЫЙ ТУРИЗМ (автомототуризм), самодеятельные туристские путешествия на автомобилях, мотоциклах, мопедах. Первые увлечения автомобильными путешествиями в России относятся к началу 20 в В 1902 в Санкт-Петербурге был создан один из первых в России клубов автопутешественников. В 20-х гг. в Москве появились клубы мотоциклистов, профсоюза шофёров и др. С конца 30-х гг. в составе Центр, автомотоклуба действовала секция автомототуристов, к-рая оказывала практич. помощь владельцам личных автомобилей и мотоциклов и подготавливала справочную литературу для автолюбителей. С организацией в 1962 Центр. совета по Т. (с 1969 - Центр, совет по Т. и экскурсиям) при нём была создана центральная секция автомототуристов. В 1963 появились Московский и Ленинградский клубы автомототуристов, позднее такие клубы возникли и в ряде др. городов. В 1966 учреждён Центр, клуб автомототуристов. С 1976 организацией и развитием самодеятельного А. и м. т. руководит комиссия автомототуризма Всесоюзной федерации туризма. С кон. 70-х гг. всё более популярными становятся плановые авто- и мотопутешествия на индивидуальных трансп. средствах по заранее разработанным маршрутам с обеспечением туристов ночлегом на турбазах, в тур. гостиницах и кемпингах, питанием и экскурсионным обслуживанием Для А. и м. т. характерны: путешествия по маршрутам большой протяжённости в разл. природно-климатич, зонах, сравнительно малая зависимость от погодных условий, возможность обеспечения высокой автономности группы, меньшие по сравнению с др. видами Т. затраты физич. труда, поскольку осн. нагрузка приходится на транспортные средства. Для путешествия на автомобиле и мотоцикле необходимо наличие дорог на большей части маршрута, отсутствие или плохое состояние к-рых ограничивает развитие А. и м. т. в ряде регионов страны. Гл. препятствиями в автомотопутешествиях являются дороги без твёрдого покрытия, заболоченные, каменистые, заснеженные или песчаные, броды, горные дороги и высокогорные перевалы. Наиболее популярные маршруты проходят по Центр. России, Украине, Белоруссии, Молдове, Кавказу, Крыму, Прибалтике, Уралу, Ср. Азии и Казахстану. Широкие перспективы для развития А и м. т. имеются в Зап. и Вост. Сибири, на Д. Востоке, Камчатке, Сахалине. Спортивный А. и м. т. регламентируется требованиями Единой спортивной классификации и Правилами проведения тур. спорт, походов. Наиболее распространён он в Литве, Латвии, Эстонии, России, на Украине, в Белоруссии, Казахстане. Спорт, походы на автомобилях и мотоциклах в зависимости от протяжённости маршрута, продолжительности и сложности похода подразделяются на 6 категорий сложности (КС). Напр., протяжённость маршрута автопохода 1 КС должна быть не менее 1500 км, мотопохода - не менее 1000 км при общей продолжительности не менее 6 дней: похода 3 КС - 2500 и 2000 км, не менее 10 дней, похода 5 КС - 3500 и 3000 км, св. 16 дней. В походах 1-2 КС допускается участие 1 автомобиля или 2 мотоциклов; 3 КС - 2 автомобилей или 3 мотоциклов; 4-6 КС - не менее 3 автомобилей или 4 мотоциклов. Обычно в походах ср. сложности участвуют группы в составе 2-6 автомобилей или 3-10 мотоциклов. В каждой группе должен быть как минимум 1 сменный водитель. Минимальный допустимый возраст участников похода от 14 (для похода 1 КС) до 19 лет (для похода 6 КС); минимальный возрастной ценз руководителей похода от 18 до 22 лет соответственно. Основным документом, дающим право на проведение спортивного категорийного похода, является маршрутная книжка, выдаваемаямаршрутно-квалификационной комиссией федерации Т. либо городским, районным или областным тур. клубом, тур. секцией коллектива физкультуры. Походы по категорийным маршрутам дают право на получение спортивных разрядов и званий, которые присваиваются только водителям трансп. средств. Соревнования по А. и м. т. проводятся по правилам, разрабатываемым и утверждаемым Всес. федерацией Т. в целях совершенствования техники вождения автомобиля (мотоцикла) и отработки навыков преодоления естеств. препятствий, встречающихся в походах. Соревнования включают преодоление полосы препятствий, фигурное вождение, скоростную езду и др. виды. Безопасность авто- и мотопоходов обеспечивается подготовленностью трансп. средств к походу с учётом особенностей трассы и условий, в которых будет проходить поход; совершенствованием умения водителей управлять трансп. средством в условиях, подобных тем, что ожидаются на маршруте; наличием соответствующих индивидуальных и групповых спасат. средств (напр., огнетушителей, аптечки, защитных шлемов, ремней безопасности), спец. приспособлений для преодоления труднопроходимых участков трассы (напр., дорожек для движения по зыбким грунтам, цепей, лебёдки), а также средств сигнализации и связи в походе (в т. ч. портативных радиостанций, сигнальных фонарей, ракетниц с комплектом ракет). Кроме того, каждый экипаж обязан иметь более полный, чем обычный, ремонтный набор, дополнительно укомплектованный инструментами, запасными деталями и материалами, необходимыми для ремонта трансп. средства в походных условиях. Для подготовки автомототуристов и повышения их квалификации федерации Т., а также гор., районные и обл. тур. клубы организуют семинары, проводят занятия в школах туристской и инструкторской подготовки, включающие уч.-тренировочные походы, организуют соревнования. Лит.: Кеангели С., Мы начинали в 20-х, "Турист", 1975, № 8. Первая фаза адаптации охватывает первые 5-10 дней пребывания в горах и характеризуется ухудшением самочувствия, снижением работоспособности, иногда признаками горной болезни (головокружение, головная боль и др.), нередко отсутствием аппетита, нарушением сна, запорами или поносами. Во 2-й фазе постепенно нормализуется самочувствие, возрастает работоспособность. Однако на вые. 5500-6000 м приспособит, возможности организма быстро истощаются, в связи с чем при необходимости длит. пребывания на таких высотах следует периодически (через 3-4 нед.) спускаться до выс. 3500-3000 м для восстановления этих возможностей. В ряде случаев (при недостаточной степени А.к.в. и тренированности туриста, различных заболеваниях, переутомлении или переохлаждении) могут вновь ухудшиться самочувствие, снизиться работоспособность, появиться признаки горной болезни. Адаптацию можно облегчить соблюдением определ. режима. В первые 5-7 дней следует избегать значит. физических нагрузок, элементов большой технической сложности, целесообразно устроить днёвку или полуднёвку с несложным радиальным выходом, провести уч.-тренировочные занятия; в рацион следует включить витамины, часть жиров заменить углеводами, которые в горах усваиваются лучше. Необходимо также ограничить предельно достигаемую высоту по сравнению с предыдущей 1000 м и набор высоты в первые 4-5 дней - 400-600 м между ночлегами. Первый выход на высоту св. 5000 м можно осуществить не ранее чем на 5-7-й день похода. Продолжительность пребывания на этой высоте не должна превышать 5-7 суток. Лит.: Физиология человека в условиях высокогорья, М., 1967.
Движение по А. - способ следования по намеченному пути от одного ориентира до другого по заданным А. и расстояниям. Его применяют при движении на местности, бедной ориентирами (в лесу, пустыне и т. п.), в условиях плохой видимости (ночью, в тумане). Для этого предварительно по карте избирают маршрут движения с заметными ориентирами в точках поворотов, измеряют длины и А. прямолинейных отрезков между ориентирами. Повороты намечают вблизи объектов, находящихся около линейных ориентиров, перпендикулярных пути следования (дорог, оврагов, берегов рек и т. п.), что способствует более точному выходу к ориентирам. Измеренные по карте расстояния переводят в пары шагов направляющего или в промежутки времени (при использовании средств передвижения) и вычисляют магнитные А. Полученные данные наносят на карту или составляют схему маршрута, на которой показывают ломаную линию хода, ориентиры в точках поворотов, данные для движения (рис. 2, а). В начале движения по компасу определяют направление на ближайший поворотный пункт. Если он не виден, замечают в этом направлении Лит.: Справочник по военной топографии, 2 изд., М.. 1980; Как правило, имеет цельнометаллическую ручку из лёгкого алюминиевого сплава с теплоизоляц. покрытием; снабжён темляком из капроновой ленты (рис.). А. удобен тем, что может использоваться и как ледоруб, и как скальный молоток. Однако для зондирования ледовых трещин и страховки при переходе через них (так же, как и для страховки на снежных склонах) предпочтительнее ледоруб. Поэтому каждая тур. группа на маршруте в горах должна иметь помимо А. несколько обычных ледорубов. А. должен выдерживать статич. нагрузку не менее 150 кг. Представляет собой цельнометаллический крюк, заострённый конец которого ("клюв") вбивается в лёд или фирн (рис.). В мягкий лёд и плотный фирн "клюв" входит глубоко и А. удерживает надёжно; в таких случаях целесообразно пользоваться стременем (крепится на рукоятке) как опорой для ноги. Иногда на рукоятке якоря за его "клювом" дополнительно крепится лопатка так, чтобы ее плоскость была перпендикулярна плоскости якоря; на фирновом склоне такая лопатка значительно повышает надёжность закрепления А. за счёт увеличения площади опоры на фирн. В твёрдый (натёчный) лёд "клюв" А. входит плохо; поэтому сначала во льду скальным или ледовым молотком выбивают небольшое углубление, куда вставляют "клюв" и забивают его молотком на нужную глубину. На конце рукоятки А. имеется темляк (из репшнура или капроновой ленты), который при работе надевают на руку. Нередко А. делают складным (для удобства транспортировки). Масса А. около 0,3 кг. А. облегчает и ускоряет движение по ледовым склонам. Использование А., однако, не исключает страховку, т. к. при срыве он не обеспечивает надёжное самозадержание. См. также Страховка на маршруте, Страховочные средства. А. к холодному климату (особенно на Крайнем Севере) связана с такими факторами, как низкие температуры воздуха, сильные ветры, полярная ночь с ультрафиолетовой недостаточностью и др. Она может сопровождаться бессонницей (в полярный день) или сонливостью, зябкостью. Для её облегчения рацион питания по калорийности следует увеличить на 10-15% по сравнению с рационом для ср. полосы; организовывать по возможности тёплые ночёвки; одежда должна обладать повышенными тепло- и ветрозащитными свойствами. А. к жаркому климату связана с перегреванием, избытком ультрафиолетовой радиации, а в зоне пустынь - с обезвоживанием организма, потерей солей. Начальная фаза А. может сопровождаться мышечной слабостью, сердцебиением, повышенной жаждой и др.; возможно появление теплового удара, обморока. Соблюдение соответствующего водно-солевого режима, устройство больших (по 3-4 ч) привалов в период макс. жары, ношение головного убора способствуют А. к жаркому климату. Лит.: Физиология человека в пустыне, пер, с англ.. М., 1952; АКТИВНЫЙ ТУРИЗМ, 1) все виды тур. путешествий, которые характеризуются активным способом передвижения по маршруту, т. е. с затратой собств. физич. усилий туриста. К А.т. относится большинство видов самодеят. тур. путешествий, в т. ч, спортивные - пешие, лыжные, горные, водные (с применением безмоторных судов), велосипедные и др. или их комбинации на разл. участках маршрута. В плановые тур. путешествия с использованием транспорта (автобус, поезд, теплоход и др.) также нередко включают т. н. активную часть путешествия - тур поход в период пребывания в течение нескольких дней в одном пункте. 2) Международный Т., валютные поступления от которого увеличивают (в отличие от т.н. пассивного Т. ) актив платёжного и туристского баланса страны, принимающей туристов. |
![]() АЛЬПИНИЗМ, путешествие в горах, включающее восхождение на горные вершины. В широком понимании А. можно рассматривать как разновидность горного туризма. Совр. спортивный А. - вид спорта, связанный с подъёмом на горные вершины по маршрутам разл. сложности. Технически сложный маршрут включает крутые и протяжённые скальные, ледовые и снежные склоны, гребни или кулуары, а также разл. комбинации таких участков. Особое место в А. занимают восхождения на вершины высотой более 6000 м - т н. высотный А., характерной особенностью которого является пребывание в условиях кислородного голодания (см. Адаптация к высоте). Разновидность спорт. А. - скалолазание. В нашей стране первым восхождением принято считать подъём на вулкан Ключевская Сопка (4750 м) участников исследоват. экспедиции Д. Гаусса в 1788. В 1829 на вост. вершину Эльбруса (5621 м) взошёл проводник экспедиции Петерб. АН и войск Кавказской линии К. Хаширов. История сов. А. начинается с восхождения на вершину Казбека в 1923 двух групп груз. учёных и студентов под рук. Г. Николадзе и А. Дидебулидзе. В 1933 Е. Абалаков поднялся на высшую точку страны - Коммунизма пик. В 1982 11 сов. альпинистов впервые поднялись на Эверест труднейшим маршрутом по его юго-зап. стене. Обычно все пройденные маршруты на отд. вершины классифицируют по сложности. Приняты 12 категории сложности - от 1а до 6б. Поскольку А. связан с повышенным риском для жизни участников восхождений, необходимо, чтобы квалификация и опыт альпиниста соответствовали категории сложности выбранного для восхождения маршрута. Это является осн. условием обеспечения безопасности в горах (см. Безопасность в походе). Начинающих альпинистов готовят обычно в альпинистском лагере, где они знакомятся с элементами техники передвижения в горах, способами и приёмами страховки, техн. средствами и тактикой А. Дальнейшее повышение квалификации альпиниста, характеризуемой соответствующим спорт. разрядом, осуществляется как в альп. лагерях, так и на спорт. сборах. Для альпинистов высшей квалификации проводятся чемпионаты страны по различным классам: скальному, техническому, высотному (на вершины выше 6700 м) и траверсам. Лит.: Абалаков В. Основы альпинизма. М, 1958; АЛЬПИНИСТСКИЙ ЛАГЕРЬ, спорт. база для обучения альпинистов и совершенствования их мастерства. В А.л. имеются палатки, летние домики и капитальные строения, методич. и врачебные кабинеты, а также необходимое снаряжение В нём предусмотрено размещение и питание альпинистов, их культурно-массовое и бытовое обслуживание, выполнение уч., спорт. программ и т. д. Уч. программы ставят целью обучение начинающих альпинистов, получение ими значка "Альпинист СССР", а также подготовку спортсменов III и II разрядов; спорт. программы - подготовку спортсменов 1 разряда, кандидатов в мастера спорта и мастеров спорта по альпинизму. Большинство А.л (стационарных и передвижных, сезонных и круглогодичных) принадлежит профсоюзам и административно подчиняется Управлению альпинизма Всес. совета ДФСО профсоюзов; небольшая часть А.л. является ведомственными. Первый сов. А.л. "Рот-Фронт" (ныне "Баксан") был созд. в 1932 профсоюзом кино- и фотоработников в Баксанском ущелье. К 1989 в СССР действовало 22 проф. А.л.(пропускная способность ок. 20 тыс. чел. в год), в т. ч. 15 на Кавказе и 7 в Ср. Азии и Казахстане. Ряд А.л. имеет спорт. филиалы для альпинистов из ближайших р-нов; 6 А.л. функционируют в зимний период как горнолыжные базы. А. л. наз. также временные лагеря, создаваемые при проведении альпиниад (массовых восхождений альпинистов), уч.-тренировочных сборов и междунар. лагеря (МАЛ). Наиболее надёжен т.н. текстильный А., основу которого составляет полиамидная лента дл. ок. 1 м и шир. 40 мм с двумя рядами переплетённых петель, образуемых в процессе изготовления А. От рывка петли А. последовательно разрываются и гасят энергию рывка; при полном разрыве петель А. превращается в часть обычной страховочной цепи (как бы продолжением верёвки). Он эффективно "гасит" рывок страховочной верёвки при свободном падении страхуемого на 5-6 м (если его масса вместе с рюкзаком не превышает 80 кг) и больше при падении с трением о склон. При большей массе или высоте падения А. не поглощает всей энергии рывка. Тогда для большей надёжности применяют два последовательно соединённых А., вдвое увеличивая энергоёмкость страховки. См. также Страховка, Страховочные средства. В горных и зимних походах в А. включают также запасные солнцезащитные очки. При наличии в группе медработника он может доукомплектовать А. в соответствии со своими знаниями и квалификацией. А. укладывается в жёсткую упаковку, исключающую повреждение термометра, ампул, флаконов, а также предохраняющую её от воды, снега.
АТРИБУТИКА ТУРИСТСКАЯ, включает наградные и памятные значки, медали, жетоны, вымпелы, эмблемы, посвящённые тур. мероприятиям (соревнования, слёты, походы и т. л.), а также значки, буклеты, открытки, почтовые марки, календари и др., посвящённые тур. тематике (города, ист.-культурные памятники, природные объекты Т. и др.). Многие тур. атрибуты стали предметами коллекционирования (см. Фалеристика, Филокартия, Филокалендаристика).
|