Различают П. стационарные, походные, универсальные (всесезонные), зимние и специальные. Материал, конструкция и форма П. во многом обусловливаются их назначением и т. н. потребит, свойствами, присущими данному типу П. К важнейшим потребит, свойствам П. относятся: уд. масса (масса П. с учётом инвентарного оборудования, приходящаяся на 1 чел.), вместимость, комфортабельность, влаго-и ветронепроницаемость, паропроницаемость, ветроустойчивость, защищённость от проникновения мошкары и задувания снега, простота установки и демонтажа, удобство транспортировки. Для П. разных типов важность (значимость) тех или иных потребит, свойств различна. Напр., удельная масса, имеющая второстепенное значение для стационарных П. (поскольку они не входят в состав носимого груза), является важнейшим параметром для походных П., определяющим пригодность их использования на маршруте; влагонепроницаемость, не имеющая существ, значения для зимних П., становится одной из важнейших характеристик П. в летних походах; большая площадь пола и высота П., обусловливающие комфортабельность стационарных П., ограничивают возможность использования таких П. в походных условиях из-за их большой массы и низкой ветроустойчивости. Стационарные П. по условиям применения относятся к универсальным, устанавливаются на турбазах, при проведении тур. соревнований, слётов и др. массовых мероприятий, при организации тур. лагеря для длит. отдыха на одном местелибо с редким перебазированием. Осн. потребит, свойствами их считаются вместимость, комфортабельность, влаго- и ветронепроницаемость. Наиболее распространены стационарные П. на 4—6 мест; имеются П. на 10—12 мест (т. н. кемпинговые). Как правило, стационарные П. делают 2- и 3-скатными (рис. 2), с тамбуром, пологом, пристяжным навесом, часто с автономным тентом. Походные П. являются частью переносимого туристами груза, поэтому их осн. характеристиками являются уд. масса, вместимость, устойчивость к ветровым нагрузкам, удобство транспортировки, простота установки и демонтажа. Для несложных походов оптимальный вариант — 3—4-местная П. с размерами пола 200х120 (150) см или 200х160 (200) см. Большое значение для комфортабельности П. имеет её высота. Однако чем выше П., тем больше её масса и парусность, поэтому в длит. и сложных походах обычно используют П. вые. 140—150 см. Для повышения комфортабельности П. на её вертикальные стенки с внутр. стороны нашивают карманы, в к-рых удобно хранить хрупкие предметы (очки, фотоаппарат, компас и пр.). Для просушки снаряжения под коньком П. натягивают шнур, закрепляя его к коньку через 30—50 см; этот же шнур используется и для подвески фонаря, свечи, нетяжёлого снаряжения. При использовании печки внутри П. в скат вшивают жёсткий лист негорючего материала (напр., алюминия) с отверстием для трубы. Уменьшение уд. массы походных П. достигается гл. обр. за счёт уменьшения числа элементов каркаса и их массы, применения полотнищ из прочных, лёгких материалов, среди к-рых наиб. распространены капроновые ткани, т. к. они прочны, легки, не намокают и не гниют. Универсальные походные П. одинаково хорошо защищают как от дождя, так и от снега, применимы во всех видах Т. Скаты их изготовляют обычно из каландрированного капрона, тонкого брезента, прорезиненного перкаля и др. влагонепроницаемых материалов. П. из обычного капрона и др. синтетич. тканых материалов, как правило, оснащают влагонепроницаемым тентом (напр., из полиэтиленовой плёнки), к-рый хорошо защищает П. от дождя в летних походах и от холодных пронизывающих ветров и снега зимой. Этот же тент в условиях зимнего похода можно подстелить под П. для лучшей теплоизоляции от снега и льда. Наиболее распространены универсальные полукаркасные и бескаркасные 2-скатные П. (рис. 3). Они достаточно просторны, удобны в пользовании, для защиты от дождя имеют тент. Часто П. снабжают пришивным или пристежным тамбуром, продлевая скаты от входной стенки на 0,5—1,5 м, как правило, без вертикальных стенок, опуская полотнище тамбура до земли (рис. 4). Крепление тамбура на завязках (застёжках) предпочтительнее, т. к. позволяет во время похода переносить тамбур отдельно от П. Тамбур создаёт дополнит, удобства, напр. в нём можно разместить часть походного груза, в непогоду приготовить на примусе или газовой плитке пищу, сменить одежду или переобуться. Иногда П. ставят входами друг к другу и соединяют общим тамбуром. Вход в 2-скатную П. делают с плоским пологом (на застёжках, кнопках, молнии) или с тубусом (последний применяется преим. в П., предназначенных для зимних походов). Рукавный вход (тубус) надёжно защищает П. от снега, ветра и мошкары, используется в П. любого типа. Рукавный вход может быть круглым или овальным (рис. 5) с размером по вертикали ок. 1 м и дл. 120—150 см. Для грузов и снаряжения, размещаемых в П., нередко делают спец. багажное отделение в виде апсиды в противоположном от входа торце П., заменив вертикальную стенку наклонной с тремя и более гранями (рис. 6). Однако 2-скатные П. имеют существ. недостатки, обусловл. их формой: большая парусность и возможность скопления снега на крыше. Для снижения ветрового воздействия на П. применяют амортизирующие вставки в оттяжки П. Вставки закрепляют на оттяжке так, чтобы в отсутствие ветра часть оттяжки, перекрытая вставкой, слегка провисала (рис. 7). В сильные снегопады накапливающийся на крыше П. снег приходится постоянно счищать, т. к. стряхнуть его изнутри П. практически невозможно. Зимние П. в отличие от универсальных не нуждаются в защите от дождя и потому изготовляются обычно из водонепроницаемых, но лёгких материалов. Кроме того, для зимних П. характерна увеличенная вместимость; лучше если в одной П. может разместиться вся группа и её снаряжение, включая походную кухню. Увеличение вместимости П. неизбежно ведёт к увеличению площади её пола и утяжелению всей П., однако её уд. масса при этом снижается. Иногда для облегчения П. делают без дна, заменяя его полиэтиленовой плёнкой или к.-л. другим влагонепроницаемым материалом. Вход в П. рукавный (через тубус). Для улучшения теплоизоляции зимние П. делают двухслойными; внутр. слой повторяет форму П., зазор между ним и наружной стенкой составляет 5—10 см. Для удобства пользования внутр. слой обычно делают съёмным на завязках, пуговицах или кнопках. В несложных зимних походах в пределах лесной зоны используются преим. универсальные 2-скатные П.; в длит. и сложных походах (в т. ч. в безлесных р-нах) применяют чаще всего шатровые и куполообразные П. Шатровые П. бывают с прямыми гранями (скатами) типа «чум» (рис. 8,а) и ломаными типа «зима» (рис. 8,6). Наиболее рациональными считаются 6— 10-гранные шатровые П. с изломом граней на вые. 70—120 см от пола. У таких П. по сравнению с прямоскатными больше полезный объём ниж. части П., что позволяет разместить на той же площади больше людей и грузов. Широко распространены П. типа «зима», у них нет стандартного (инвентарного) каркаса, его заменяют лыжи и палки, что заметно уменьшает походную массу П.
Специальные П. применяются в Т. крайне редко, гл. обр. во время путешествий в горах, когда приходится ставить бивак на крутом склоне, ограниченной площадке или вертикальной стенке. Они обычно рассчитаны на размещение 1, иногда 2 чел. Часто для отдыха на крутом склоне или на вертикальной стенке вместо П. используют бивачный мешок. Помимо общих для всех П. потребит. свойств, спец. П. имеют свои особенности: повышенная прочность материала, исключающая возможность разрыва под тяжестью тела туриста, и усиленное крепление, надёжно обеспечивающее устойчивость П. при сильном ветре. При оказании П. п. необходимо: как можно скорее прекратить действие повреждающих внеш. факторов (электрич. тока, сдавление тела) или удалить пострадавшего из неблагоприятных условий (напр., извлечь из воды, горящего помещения); оказать П. п. в зависимости от состояния пострадавшего (см. Обморок, Острые заболевания в походе, Отморожение, Переохлаждение, Тепловой удар, Травмы, Укусы ядовитых животных, Утопление); при ухудшении состояния следует по возможности быстрее доставить в ближайшее леч. учреждение, соблюдая при этом правила транспортировки пострадавших. При утоплении, поражении электрич. током, тепловом ударе и других угрожающих жизни состояниях, сопровождающихся отсутствием или резким угнетением дыхания, нередко приходится прибегать к искусственному дыханию (И. д.). Перед началом И. д. рот и нос пострадавшего очищают от слюны, слизи, рвотных масс, земли, освобождают грудь, живот и конечности. Поскольку при И. д. может потребоваться и массаж сердца (см. ниже), пострадавшего надо уложить на жёсткую поверхность — землю, пол, деревянный щит. Наиболее просты, доступны в любой обстановке и имеют преимущества по сравнению с ручными способами И. д. способы «рот в рот» и «рот в нос». Для проведения И. д. способом «рот в рот» встают у изголовья пострадавшего и запрокидывают ему голову максимально назад, подводя ладонь под шею и приподнимая её. Первым и вторым пальцами другой руки сжимают нос, препятствуя выходу вдуваемого затем в рот воздуха. Если' после этого челюсти у пострадавшего остаются стиснутыми, указательными пальцами берут за углы ниж. челюсти и выдвигают её вперёд, а затем, удерживая челюсть в этом положении, переводят пальцы на подбородок и, оттягивая его вниз, открывают рот пострадавшего. Делают глубокий вдох, плотно прикладывают свой рот через платок или марлевую салфетку ко рту пострадавшего и энергично вдувают в него воздух. После этого отнимают губы от рта пострадавшего, грудная клетка к-рого спадается (происходит выдох). Вдувание воздуха производят с частотой нормального дыхания (20 раз в мин). При способе И. д. «рот в нос» оказывающий помощь одной рукой, лежащей на темени, запрокидывает голову пострадавшего, а второй рукой приподнимает челюсть и закрывает рот. Воздух вдувают через платок или салфетку в нос, плотно охватываемый губами. К этому способу обычно прибегают при невозможности охватить губами рот пострадавшего, в связи с чем отсутствует необходимая герметичность. При отсутствии дыхания и сердцебиения И. д. сочетают с непрямым (наружным, закрытым) массажем сердца. Оказывающий помощь становится слева или справа от пострадавшего, кладёт ладонь на его грудь таким образом, чтобы основание ладони располагалось на ниж. конце грудины. Поверх ладони помещают другую ладонь и сильными, резкими движениями, помогая при этом всей тяжестью тела, делают ритмичные толчки (1 раз в с). После каждого толчка руки отнимают, давая возможность расправиться грудной клетке и наполниться кровью сердцу. Для облегчения притока венозной крови к сердцу ногам пострадавшего придают слегка возвышенное положение. И. д. в сочетании с массажем сердца удобнее проводить вдвоём. При этом первый делает одно вдувание воздуха, а второй после этого производит 5 массажных толчков. Если помощь вынужден оказывать один человек, то он самостоятельно чередует массаж с искусственным дыханием указанным способом. Искусств, дыхание и массаж сердца необходимо продолжать до восстановления самостоят, дыхания и сердцебиения (пульса) или до появления явных признаков смерти (трупные пятна, окоченение). После восстановления дыхания и сердцебиения пострадавшему дают чай, сердечные средства. Навыками оказания П. п. должен владеть каждый турист; важно также содержать в надлежащем порядке аптечку. Лит.: Рену Д., Хале С., Первая помощь туристам в горах и альпинистам, пер. с англ., М., 1981; Краткий справочник туриста, 3 изд., М., 1985; Буянов В. М., Первая медицинская помощь, 5 изд., М., 1986; Коструб А. Д., Медицинский справочник туриста, М., 1986. В горном туризме П. классифицируются по категориям трудности (КТ), к-рые отражают сложность П. (или перевальной связки) для прохождения его туристами; определяются совокупностью классификац. признаков, характеризующих степень доступности П. (высота над ур. м., крутизна склонов и характер их поверхности, техн. приёмы, применяемые при прохождении П., условия ночлегов и т. д.). Принято выделять 3 КТ, каждая из к-рых делится на полукатегории А и Б. В «Перечне классифицированных перевалов высокогорных р-нов» и «Перечне классифицированных перевалов среднегорья» для каждого П. указываются его местоположение, название, высота над ур. м., категория трудности для разных времён года, реки и ледники по обеим сторонам П., особенности прохождения, препятствия, опасности. КТ для каждого П. периодически переоценивается. Лит.: Водный туризм, М., 1968. Пострадавшего необходимо немедленно согреть: укрыть от холодного ветра, снега, тепло укутать или переодеть в тёплую сухую одежду, затем постепенно согревать в отапливаемом помещении (либо у костра, в палатке, снежной пещере с горящим примусом), в спальном мешке (теплом тела); напоить горячим сладким чаем или кофе. Для профилактики П. необходимы тёплые одежда и обувь, горячее питьё и калорийная пища. При сильном ветре надо заблаговременно утепляться (непродуваемые штормовки), иметь «карманное» питание. Лучший способ согреться при замерзании — ускорение движения, активная работа на биваках и физич. упражнения (во время остановок на маршруте). При транспортировке пострадавших (травмы, заболевания) также необходимы меры по предупреждению у них П. — тепло укутать, обеспечить горячим питьём.
Вброд переправляются преим. через неглубокие (не выше середины бедра) равнинные реки со сравнительно спокойным течением. Для П. через горные реки выбирают места их разливов или разделения на неск. рукавов, а также места, где скорость течения заметно снижается (напр., за крупными камнями, в местах столкновения потоков). Следует учитывать, что уровень воды зависит от погоды, времени года и суток (меньше всего воды в 4—8 ч утра, наиб. высокая вода в 13—17 ч; уровень воды может быстро подняться вследствие прошедших дождей или в результате резкого потепления и снизиться при холодной облачной погоде). Переправляются обычно по одному с шестом для страховки и поддержания равновесия (рис. 1) или группой из 2—4 чел., шеренгой, держа друг друга поверх плеч за лямки рюкзаков и двигаясь наискось против течения. Для защиты ног от переохлаждения и ушибов о камни надевают толстые шерстяные носки и прочные ботинки. Целям безопасности П. служат перила из натянутой верёвки на уровне плеч, выше по течению от линии переправы (рис. 2). Чтобы закрепить верёвку, на другой берег переправляется наиб. опытный и подготовленный турист; его страхуют осн. и вспомогат. (либо только основной) верёвками с берега другие участники перехода. Страховочные верёвки не должны касаться воды и задевать за камни; страхующие удерживают их руками, не закрепляя за стволы деревьев или камни на берегу. Первый участник переходит реку либо с шестом (упирая его в дно реки выше себя по течению) наискось против течения, либо «по-свански» (пересекая русло реки наискось по течению почти бегом со скоростью потока или чуть опережая его; такой способ допустим при уровне воды не выше пояса и ровном дне без камней, если страхующие могут свободно перемещаться по берегу вместе с переправляющимся). По закреплённой верёвке переправляющиеся идут приставным шагом по одному, держась за перила обеими руками, и страхуются вспомогат. верёвкой, закреплённой за скользящий по перилам карабин. Рюкзаки обычно транспортируют по перильной верёвке отдельно. На горных реках часто применяют П. по камням, осн. опасность — камни, покрытые водорослями или плёнкой льда. Переправляются по камням в ботинках или кроссовках либо в кедах и тапочках с натянутыми поверх шерстяными носками. С лошадьми вброд переправляются верхом (в седле или на крупе лошади позади караванщика) либо пешком по одному или по двое, держась за седло и ремни сбруи сбоку от лошади, ниже её по течению. Рюкзаки и др. грузы переправляют на лошадях отдельно (рис. 3). По клади — завалившемуся дереву или уложенному бревну — переправляются через узкие протоки, ручьи и заболоченные овраги (рис. 4). На бревне (стволе дерева) обрубают лишние сучья, мешающие движению, убирают гнилую кору, насекают или срубают верх. часть ствола, скользкую поверхность посыпают песком. Перед укладкой бревна к дальнему его концу прикрепляют сдвоенную верёвку, к-рая используется ведущим как временныеперила; на другом берегу он натягивает перильную верёвку на уровне груди неск. сбоку от бревна выше по течению реки для прохода остальных участников. Обувь — ботинки на нескользкой подошве, кеды или кроссовки. Страховка обеспечивается репшнуром с карабином, скользящим по перилам, и вспомогат. верёвкой, с помощью к-рой при срыве с бревна упавшего туриста подтягивают к берегу. При длинной «зыбкой» клади рюкзаки переправляют отдельно. После прохода участников, кроме последнего, перила переустраивают (сдвоенную верёвку обводят. вокруг дерева или камня, а одинарную закрепляют «удавкой» с выдёргивающимся концом), чтобы вытянуть их на берег после перехода замыкающего. Иногда вместо верёвочных перил пользуются шестом (шестами), упираясь им в дно реки (оврага) или применяя в качестве жёстких перил, удерживаемых участниками П.
Вплавь с использованием подручных средств переправляются только на спокойной реке при условии, что все участники похода хорошо плавают. Для транспортировки грузов сооружают плотики — салики. На надувных лодках можно переправляться практически через любые реки (кроме горных). Лит.: Краткий справочник туриста, 3 изд., М., 1985. Зарисовку местности с натуры начинают с «привязки» будущей схемы к изображаемому участку. Для этого зрительно на уровне глаз намечают линию горизонта и гл. вертикаль (так, чтобы они проходили через характерные ориентиры, напр. одинокий куст или дерево на склоне, скальный выступ необычной формы, лавинный конус) и наносят их на лист бумаги (рис.). Затем на схему наносят все осн. ориентиры с соблюдением их взаимного расположения и относит, удалённости от линий горизонта и гл. вертикали. Относит, расстояния между ориентирами определяют при помощи карандаша или линейки. Зная длину руки, размер карандаша и примерные размеры ориентира (по описаниям, на основе зрительного сопоставления с предметами, размеры к-рых известны), можно вычислить расстояние до этого ориентира. Для расчётов можно принять: рост человека 1,75 м, высота столба линии связи 5—7 м, одноэтажного дома 7—8 м, средне-возрастного леса 18—20 м, длина грузового автомобиля 5—6 м. Местность между ориентирами изображают на глаз, примерно так, как рисуют пейзаж, но более схематично. Иногда для уточнения ориентиры на схему наносят в виде условных значков; схема может также сопровождаться пояснениями и предварит, оценками сложности пути, описаниями опасных мест и т. п. Перспективное изображение местности по фотоснимку перерисовывается на кальку либо на бумагу (при наличии светового стола). Осн. ориентиры, видимые на фотоснимке, на схеме обычно выделяют, напр. утолщённой или цветной обводкой; не видимые на фотоснимке, но известные ориентиры наносят на схему условными обозначениями, иногда сопровождая их надписями. П. с. м. имеет ряд преимуществ: результат съёмки — схема местности — может быть использован тотчас же по окончании съёмки; при съёмке можно выделить на схеме наиболее важные элементы (точки) ландшафта, опуская несущественные для прокладки маршрута детали; метод позволяет наносить на схему местности ориентиры, не различимые с точки съёмки (или на фотоснимке), но известные тому, кто проводит съёмку. См. также Глазомерная съёмка. ![]() ПЕСНЯ ТУРИСТСКАЯ. Как разновидность песенного жанра возникла в нач. 1950-х гг. По музыкальному строю в целом не отличается от большинства самодеят. песен; характеризуется мелодичностью, задушевностью, преим. медленным темпом. Обычно П. т. исполняются без аккомпанемента или под гитару на привале у вечернего костра. Обстановка похода, дающая массу новых впечатлений, порождающая неожиданные ситуации, выявляющая человеческие характеры, благоприятна для творчества, в т. ч. песенного. В кон. 1940-х гг. среди туристов были особенно популярны песни времён Великой Отечеств, войны, передающие настроение похода, напр. «В лесу прифронтовом» (слова М. Исаковского, музыка М. Блантера), «Дороги» (слова Л. Ошанина, музыка А. Новикова), «В землянке» (слова А. Суркова, музыка К. Листова), «Баксанская» и «Барбарисовый куст» (созданы сражавшимися на Кавказе воинами-альпинистами на мотив популярных мелодий 1930-х гг.); неизменными спутниками походов были «Бригантина» (слова П. Когана, музыка Г. Лепского) и «Глобус» (слова М. Львовского на музыку к песне М. Светлова «За зелёным забориком»). Первые П. т. возникли в рамках студенч. художеств, самодеятельности. Их авторы (Б. Вахнюк, Ю. Визбор, Ю. Ким, В. Крас-новский, М. Кусургашев, И. Руднева, Ю. Ряшенцев, А. Якушева) самостоятельно или коллективно создали ряд песен, навеянных тур. походами («Тебер-да», «Ветер позёмку крутит», «Синей дымкою горы подёрнулись» и др.). Авторами самодеят. песни были также Г. Шангин-Березовский, Д. Сухарев, Л. Розанова, В. Борисов, А. Дулов и др. Из студенч. самодеятельности пришли к туристам такие песни, как «Мадагаскар» (слова Визбора, музыка А. Цфасмана), «Пять ребят» (слова Н. Карпова, музыка В. Благонадёжина), «Несмеяна» (Шангин-Березовский), «Паруса Крузенштерна» (слова А. Городницкого, музыка В. Струненко), комич. куплеты «Умный в гору не пойдёт», «На пятой точке», «Мы идём, нас ведут, нам не хочется». Часто П. т. исполнялись на мотив модных «шлягеров» (напр., «Голубая пижама» исполнялась под мелодию танго Ц. Биксио «Цыганская скрипка»). В 60—70-е гг. в тур. среду проникают завоевавшие тогда широкую популярность авторские, т. н. бардовские, песни. Среди них: «Новеллы Грина» и «Дон-Кихоты 20-го века» Рудневой, созвучные походной жизни «Простите пехоте» и «Девочка по имени Отрада» Б. Окуджавы, «Маленький трубач» (слова С. Крылова, музыка С. Никитина), лирические «Ты — моё дыхание», «Слушай, на время время позабудь» Якушевой, «За туманом» Ю. Кукина, «Деревянные города» и «Снег» Городницкого, «Фантастика-романтика» Кима и др. Близки туристам по тематике и настроению также песни о горнолыжниках (Визбор), альпинистах (В. Высоцкий, Визбор), экспедиционные песни (В. Туриянский, Городницкий). Среди туристов-водников популярны «Песня отважного капитана» и «камчатские» песни Кима, «морские» песни Н. Матвеевой. Стало классикой П. т. большинство песен Визбора, отличающихся тонким психологизмом, высокой поэтикой, сочетающих в себе романтику с мужественностью («Домбайский вальс», «Синий перекрёсток», «Милая моя», «Ночная дорога», «Наполним музыкой сердца» и др.). Наряду с широко известными П. т. многие самодеят. тур. группы создают свой особый репертуар, к-рый зачастую не выходит за пределы этой группы. Для 1980-х гг. характерно появление организованных форм бытования П. т.: создаются гор. клубы самодеят. песни (КСП), из к-рых московский «Восток» и ленинградский «Меридиан» стали ведущими обществ, популяризаторами самодеят. и в т. ч. тур. песни. Широкую известность приобрели и ежегодно организуемые (с 1968) самарским КСП фестивали памяти В. Грушина. В ряде городов (Нижний Новгород, Киев, Минск и др.) созданы спец.клубы П.т. Лит.: На привале, М., 1986; Среди нехоженых дорог одна — моя. Сборник туристских песен, М.. 1989. ![]() ![]() Лит,; Лукоянов П. И., Свет В. Л-, Самодельное снаряжение для лыжного туризма, М., 1988.
Обычно энерготраты удаётся полностью компенсировать за счёт пищи лишь в походах до 3 КС. В сложных походах из-за необходимости ограничивать массу рюкзака приходится уменьшать пищевой рацион. В этих случаях недостаток калорий восполняется организмом за счёт жировых отложений. Пищевой рацион, т. е. кол-во продуктов, обеспечивающее суточную потребность человека в пищевых веществах, рассчитывается перед началом похода и должен включать достаточно широкий ассортимент продуктов. При этом необходимо учитывать, что пища будет приготавливаться в полевых условиях или храниться в термосах. В несложных походах (поход выходного дня и т. п.) кол-во продуктов в рационе определяют исходя из повседневного опыта. Следует, однако, обязательно исключить скоропортящиеся продукты. В многодневных походах и походах до 3 КС заранее составляют 3—4 варианта меню на весь маршрут. По суточному рациону рассчитывают запас продуктов на весь поход. Вес пищевого рациона в несложных походах не должен превышать 1,5 кг (с учётом упаковки). Нельзя брать консервир. продукты в стеклянных банках. В сложных походах вес рациона снижают до 700—800 г за счёт обезвоженных продуктов (сушёные овощи, концентраты, сублимированные мясные и молочные изделия), а сам рацион меняют в зависимости от нагрузки на каждый конкретный день. В водном путешествии, если в маршрут не включены длинные пешие переходы, кол-во продуктов может быть увеличено. Это позволяет включить в рацион муку, растит, масло, рыбные и овощные консервы, картофельную муку, томатный соус и др. В горном путешествии из-за огранич. массы рюкзака набор продуктов строго лимитируется; большинство продуктов берут в сублимированном (обезвоженном) виде, сокращают кол-во сухарей, круп и увеличивают долю высококалорийных углеводных и белковых продуктов. Поскольку на высоте нередко пропадает аппетит, рекомендуется добавлять в пищу лимонную кислоту, специи (горчицу, перец), томатную пасту, острые приправы (аджику). Из других продуктов хорошо себя зарекомендовали яичный порошок, сублимированный творог, чернослив, орехи, курага, изюм, халва, щербет. В лыжном походе уменьшение кол-ва и увеличение калорийности продуктов достигаются введением в рацион большего, чем летом, кол-ва жиров (масло, шпиг, сухие сливки). Из суточного кол-ва калорий на завтрак должно приходиться ок. 30%, на т. н. карманное питание (сухофрукты, конфеты, галеты, печенье), к-рое выдаётся утром для употребления на коротких привалах, — 10—15%, на обед (или т. н. перекус) — 30—35%, на ужин — 20—30%. Режим питания, т. е. время и кол-во приёмов пищи, интервалы между ними, следует по возможности строго регламентировать. В походе желательно трёхразовое горячее П. В однодневных походах горячая пища может храниться в термосах; в походах с ночлегами приготовление горячей пищи обязательно. Обычно с целью экономии времени ограничиваются одним горячим блюдом (густой суп-кондер или каша) и напитками (чай, компот и др.). Исключение составляют р-ны с жарким климатом, где днём движение по маршруту прекращается на 3—4 ч, что позволяет приготовить более трудоёмкие и сложные блюда. В спорт, походах с жёстким графиком движения обед заменяют перекусом, к-рый может включать горячие напитки (бульон, чай, кофе и др.), сохраняемые в термосах; в тёплое время года можно ограничиться флягами. Если планируется ранний выход туристов, на завтрак готовят быстроразваривающиеся продукты (концентраты, манная каша, геркулес, картофельные хлопья, детские питат. смеси). При наличии автоклава (скороварки) завтрак можно приготовить с вечера и сохранить тёплым в спальном мешке или разогреть. После завтрака дежурные раздают карманное питание, т. к. обычно после 2—3 ч движения появляется чувство голода. На большом привале организуют обед или перекус, длительность к-рого обычно не превышает 1,5 ч. В горных р-нах, где группа не всегда может собраться вместе, пища делится по связкам или выдаётся участникам утром. На днёвках на обед можно готовить блюда, приготовление к-рых занимает много времени: блины, пончики, жаркое, грибы, ягодные компоты, уху, щавелевый суп. Если предстоит длит. вечерний переход, после 2—3 ч движения следует сделать второй перекус. После ужина можно подготовить продукты на следующий день: набрать или натопить из снега воды и замочить в ней сублимированные продукты и крупы. В среднем объём горячего блюда не должен превышать 0,5—0,7 л на 1 чел. Если в группе имеется автоклав, то продукты в него закладывают в холодную воду. Однако в нём нельзя готовить манную кашу, геркулес, картофельные хлопья и т. п. См. также Водно-солевой режим. Лит.: Лысогор Н.А-, Толстой Л. А., Толстая В. В., Питание туристов в походе, М., 1980; [ Шимановский В. Ф.. Ганопольский В, И., Лукоянов П. И.], Питание в туристском путешествии, М., 1986. В рамках П. т. туристам предоставляются гарантированные заранее оплаченные в соответствии с путёвкой туристской услуги (ночлег, питание, транспорт, экскурсии и т. д.), тур. инвентарь и снаряжение. Плановые маршруты, путешествия, походы организуются с использованием собственных и арендованных средств размещения туристов. См. также Самодеятельный туризм.
Размер П. определяется численностью экипажа и условиями плавания. Для экипажа в 5—6 чел. при плавании по горным рекам необходим П. шир. 2—2,5 м при дл. 5,5—7 м. Брёвна для такого П. подбирают диам. 20—25 см. На сибирских реках распространены малые П. (2х5 м) на 2—3 чел.; на них устанавливают наклонные (саянские) подгребицы и леера — верёвки, натянутые на кольях вдоль бортов. Разновидность деревянных П. — салик. В каркасно-надувных П. несколько надувных элементов объединены общим каркасом из деревянных жердей или металлич. труб, уголков и т. п.; в качестве надувных элементов используют, напр., автомоб. камеры (рис., б) или специально изготовленные гондолы (рис., в) с вкладышами или без них. Оболочку (чехол) для гондолы с вкладышем делают из прочной хлопчатобумажной или синтетич. ткани; хороши для этого разл. прорезиненные ткани. Вкладыши гондол изготовляют из лёгких прорезиненных тканей, тонкой резины или полиэтиленовой плёнки; гондолы без вкладышей — из двухслойных прорезиненных тканей, легче гондол с вкладышами, но найти подходящую для них ткань сложно. На каркасно-надувных П. чаще устанавливается М-образная подгребица. Мореходные качества П. (во многом зависящие от надувных элементов и их размещения под каркасом) наилучшие у П. с поперечным (к направлению движения) расположением гондол. Однако из-за малой остойчивости и неустойчивости на курсе такой П. сложен в управлении и им пользуются только опытные туристы-водники. При продольном размещении гондол вдоль бортов получается П.-катамаран, к-рый целесообразно использовать на несложных реках и для обучения технике плавания на П. Промежуточное положение между ними по мореходным качествам и сложности управления занимают П. на автомоб. шинах (или к.-л. др. надувных элементах). Перспективны для применения на небольших реках П. типа «честер» на поперечных гондолах с вёсельным управлением: гребцы сидят лицом друг к другу по углам П. и гребут однолопастными (типа конойных) вёслами поперёк движения; осн. недостаток — сильное заливание гребцов в сливах и неск. меньшая, чем на П. с гребями, эффективность гребли. Лит.: Пржиемский Ю,, Плот в туристском путешествии, М., 1961; Потемкин И., Спортивный сплав на плоту, М., 1970; Калихман А., Колчевников М., Спортивные походы на плотах, М,, 1985; Снаряжение туриста-водника, М., 1986.
Для любой местности и каждого вида Т. можно выделить наиболее благоприятный и неблагоприятный сезоны. Так, для само-деят. походов в горах почти во всех р-нах страны наиб. благоприятным сезоном считается 2-я половина лета; для лыжного Т. в средней полосе — март, а в северных р-нах — март — апрель; для сплава по малым равнинным рекам — период весеннего паводка. Для планового Т. наиболее подходящим сезоном (сезоном массового спроса) является лето — начало осени. Для самодеят. тур. походов П. в любой сезон имеет первостепенное значение: от неё зависят выбор маршрута и его продолжительность, групповое снаряжение и личная экипировка туристов. При этом ориентируются гл. обр. на продолжительность и частоту повторения периодов плохой погоды, интенсивность неблагоприятных метеорол. факторов, хотя, имея соответств. подготовку, значит, походный опыт и качеств, снаряжение, можно совершать походы даже в крайне неблагоприятных погодных условиях.
Дождь, снег, бьющие в лицо, крупа и град рассеивают внимание, ухудшают видимость, затрудняют ориентирование; намокшее и обледеневшее снаряжение затрудняет пользование им. Поэтому при кратковрем. интенсивных осадках лучше остановиться и переждать непогоду в укрытии, под тентом или накидкой. В дождь, снег при необходимости можно продолжать движение на технически несложных участках, по тропам, на равнинной местности, используя накидку или групповой тент для защиты от дождя и снега. При этом следует избегать переутомления, сохранять резерв времени для пережидания неблагоприятной П. и предусматривать запасной вариант маршрута. Сразу же после перехода под дождём (в снег) необходимо организовать бивак, лучше всего в укрытии, где можно развести костёр, переодеться, высушить намокшую одежду и обувь, приготовить горячую пищу. При ненастье, угрожающем безопасности и здоровью туристов, бивак организуют в первом же удобном месте, где дожидаются улучшения П.
Свежий и сильный ветер, особенно встречный, замедляет скорость передвижения туристов на 20—25%, затрудняет дыхание. При очень сильном ветре, способном опрокинуть человека, движение тур. группы допускается лишь на технически несложных безопасных участках. Штормовые ветры следует переждать в надёжном укрытии. Необходимо строго следить за штормовым предупреждением, чтобы успеть укрыться в надёжном, безопасном месте, особенно во время сильных штормов и ураганов. В горах сильные ветры могут вызвать отморожение даже летом. Поэтому при разработке маршрутов рекомендуется выбирать такое время, когда на трассе похода не бывает сильных ветров, а направление движения согласовывать с направлением господствующих в данном регионе ветров, чтобы по возможности исключить встречное движение. В жару быстрее наступает утомление, рассеивается внимание, ухудшается координация движений, уменьшается работоспособность, притупляется внимание, вероятно возникновение теплового удара. При пониженной темп-ре воздуха (зимой, а в высокогорье и летом) снижается сопротивляемость организма простудным и инфекционным заболеваниям, возможны случаи отморожения и переохлаждения организма. Повышенная влажность воздуха при пониженных темп-рах также способствует отморожению. На протяжённых маршрутах рекомендуется уточнять метеорол. обстановку на маршруте и прогноз П., пользуясь информацией местных метеостанций или гидрометеорол. бюро, а также данными контрольно-спасат. службы.
Признаки устойчивой ясной погоды (для средней полосы). Давление: в течение неск. дней медленно и непрерывно повышается или остаётся неизменно высоким. Темп-ра воздуха: летом — днём высокая (жарко), ночью заметно понижается (свежо, прохладно), зимой — ночью сильно понижается (морозно), днём повышается (мороз несколько ослабевает); ночью в лесу значительно теплее, чем в поле; на холме или возвышенности теплее, чем внизу. Ветер: ночью безветренно, днём значительно усиливается, но к вечеру стихает; на больших озёрах и водохранилищах, в горах и около границ лесов господствуют местные ветры (с регулярной сменой направления). Облачность: небо преим. ясное, безоблачное; весной, летом и осенью утром могут появляться кучевые облака, к-рые увеличиваются в послеполуденное время и исчезают (тают) к вечеру — т. н. кучевые облака хорошей погоды (рис.); движение облаков совпадает с направлением ветра у земной поверхности; иногда утром видны высокие, кажущиеся неподвижными перистые облака, к-рые к вечеру исчезают; зимой — небо, безоблачное днём, к вечеру может покрываться сплошь низкими слоистыми облаками. Осадки: отсутствуют; ночью, перед рассветом, выпадает обильная роса или иней, к-рые после восхода Солнца быстро испаряются; в ложбинах и низинах вечером и ночью образуется туман, исчезающий после восхода Солнца. Атмосферные и др. явления: заря обычно золотистая или розовая; зелёная заря — предвестник наступления длит. периода засушливой погоды (летом), желтовато-коричневая заря указывает на продолжение и даже усиление мороза (зимой); сухой туман или мгла, а также серебристое сияние без чётких границ, наблюдаемое на западе в течение длит. времени после захода Солнца при совершенно ясном небе; сильное продолжит, северное сияние — к морозу; дым поднимается вверх столбом; около Луны в облаках образуются венцы (но не круги) довольно большого размера; звёзды мерцают слабо-зелёным цветом. Ласточки и стрижи летают высоко; осенью наблюдается массовый лет паутины; пауки на охоту выходят вечером. Признаки изменения ясной погоды на ненастную.Давление: понижается, чем быстрее — тем вернее наступление ненастья; после прохождения холодного атм. фронта давление возрастает. Темп-ра воздуха: зимой повышается (наступает нек-рое потепление); летом уменьшается разница между дневной и ночной темп-рой; вечером теплее, чем днём. Ветер: усиливается, особенно к вечеру; нарушаются правильные суточные изменения местных ветров; направление ветра изменяется по часовой стрелке (если центр циклона проходит севернее места наблюдения) либо против часовой стрелки (если центр циклона проходит южнее места наблюдения, в этом случае осадки не ожидаются); если при понижающемся давлении ветер усиливается, почти не меняя направления, то центр циклона пройдёт через точку наблюдения, и в этом случае после временного затишья следует ожидать возобновление ветра, но уже с противоположной стороны. Облачность: увеличивается, облака движутся в противоположную сторону или перпендикулярно тому направлению, в каком дует ветер у земной поверхности, чем быстрее движутся облака, тем скорее наступит ненастье; на западе сначала появляются перистые, затем перисто-слоистые облака (движутся быстро, заметно на глаз), к ним присоединяются высокослоистые облака, переходящие в слоистые и слоисто-дождевые (такая смена облаков характерна для прохождения тёплого фронта и связанного с ним циклона, что чаще всего бывает осенью и зимой, предвещая длит. моросящие дожди и снегопады); характерный признак приближения циклона — веерообразное расположение перистых облаков, идущих с запада; если днём ясно, а к вечеру облака сгущаются и утолщаются, то следует ожидать дождь или перемену погоды; волнистые (высококучевые) облака, напоминающие рябь или гребни волн на море, — верный признак наступления ненастной погоды уже через неск. ч; появление облаков в виде барашков также предвещает близкое ненастье; кучевые облака, разорванные в клочья, указывают на приближение ненастной ветреной П. Осадки: ночью не выпадает роса; приземный туман, роса или иней, образовавшиеся с вечера, исчезают до восхода Солнца. Атмосферные и др. явления: чётко видны отдалённые предметы, особенно в горах; сильно мерцают красным и синим цветом звёзды, особенно к утру; Солнце садится в тучу, над тучей видны перистые или перисто-слоистые облака; венцы вокруг Луны имеют малый диаметр; утренняя и вечерняя зори отличаются особенно ярким красным цветом, на следующий после красной вечерней зари день осадков обычно не бывает, только усиливается ветер; улучшается слышимость отдалённых слабых звуков; дым стелется почти горизонтально. Усиливается запах цветов, свежего сена. Ласточки и стрижи летают низко над землёй; пауки охотятся утром. Признаки устойчивой ненастной погоды. Давление: пониженное (до 730— 740 мм ртутного столба над ур. м.), мало изменяется или продолжает понижаться в течение суток. Темп-ра воздуха: постоянная в течение суток, зимой — сравнительно высокая, летом — умеренная. Ветер: сильный, в течение суток почти не меняет направления, чаще всего юго-западный, реже юго-восточный, восточный и северо-восточный. Облачность: зимой сплошная из слоистых и слоисто-дождевых облаков; летом сплошная, иногда с разрывами. Осадки: слабый снег или мелкий моросящий дождь, идущие непрерывно в течение длит. времени (осадки тёплого фронта), или более сильные, с перерывами (осадки холодного фронта); роса и иней не выпадают. Атмосферные и др. явления: хорошая видимость, если нет дождя или снега; хорошо слышны отдалённые слабые звуки; продолжит, сумерки. Признаки улучшения погоды. Давление: в течение неск. дней повышается медленно, но непрерывно или достаточно быстро — в этом случае П. улучшается ненадолго. Темп-ра воздуха: зимой при смене ветра с юго-западного на северо-западный значительно понижается, а при переходе от северо-восточного к северо-западному изменяется мало; летом такому изменению П. часто предшествует значит, понижение темп-ры (при прохождении холодного фронта); увеличиваются суточные колебания темп-ры. Ветер: юго-западный или северо-восточный меняется на северо-западный, становится более порывистым (что свидетельствует о прохождении атм. фронта). Облачность: преим. переменная, временами всё небо может покрываться низкими слоисто-дождевыми облаками, но к вечеру на западе образуются просветы чистого неба; появляются перистые облака причудливой формы, исчезающие к вечеру; если при повышении давления небо быстро проясняется и ветер стихает, то улучшение П. будет непродолжительным. Осадки: временами может идти довольно сильный дождь или снег, но сплошного выпадения осадков не наблюдается. Признаки приближения грозы. Давление: скачет или медленно, но неуклонно понижается. Темп-ра воздуха: повышается при слабом ветре, днём парит. Облачность: кучевые облака появляются рано утром, интенсивно развиваются, принимая форму башен или наковален, и к вечеру не рассеиваются; если с утра по ясному небу быстро движутся высококучевые облака в виде башен или столбов, то грозу следует ожидать после полудня; если грозовые облака имеют форму отдельных узких и высоких башен, то гроза будет кратковременной с ливнем; если же облака громоздятся друг на друга, образуя горы с тёмным основанием, то вероятнее всего гроза будет сильной; если в тёплый и душный вечер небо затягивается сплошной пеленой облаков, то вероятнее всего ночью будет гроза. Атмосферные и др. явления: ясно слышны далёкие слабые звуки; пауки выходят на охоту в жаркий полдень. Лит.: Карманная книга натуралиста и краеведа, М., 1961; Адамов П. Н., Местные признаки погоды, Л. 1961; Шепфер 3., Какая будет погода?, [пер. с нем.], Л. 1963; Ваис6ерг Д., Погода на Земле, пер. с англ., Л. 1980; Данилова Н. А., Климат и отдых в нашей стране М.. 1980; Астапенко П. Д., Вопросы о погоде, 3 изд. Л.,1987. ПОДГОТОВКА ТУРИСТА, заключается в приобретении знаний, умений и навыков, необходимых для успешного осуществления тур. походов разл. категорий сложности в к.-л. виде туризма. П. т. подразделяют на теоретическую, физическую, техническую, тактическую, психологическую и специальную. Особое внимание при П. т. уделяется развитию физич. качеств туриста (силы, ловкости, выносливости и т. д.), что составляет основу физической подготовки, осуществляемой посредством систематич. тренировок и проведения походов. Теоретическая П. т. заключается в получении определ. объёма знаний в результате посещения лекций, изучения наглядных пособий, уч. и геогр. лит-ры, просмотра диа- и кинофильмов, участия в семинарских занятиях. Техническая П. т. включает изучение действий и приёмов передвижения, страховки и обеспечения походного быта, их отработку и закрепление необходимых навыков с помощью тренировок, игр, соревнований и уч. походов. Тактическая П. т. состоит в изучении способов организации и передвижения группы по маршруту в зависимости от погодных условий и состояния пути, а также преодоления отд.препятствий; приобретается как в процессе занятий, так и при совершении походов. Психологическая П. т. состоит в выработке необходимых моральных качеств (коллективизма, самообладания, психол.устойчивости в походных условиях и т. п.) и достигается в ходе всех видов подготовки, тренировок в дискомфортных погодных условиях (дождь, снегопад, низкие темп-ры), а также упражнений на «выживание» в экстремальных условиях (напр., проведение «холодной ночёвки» в одиночестве). Специальная П. т. связана с выполнением прикладных задач (наблюдениями за геогр. объектами, сбором минералов, гербария, мед. исследованиями, краеведч. заданиями) и заключается в овладении соответств. методиками и приёмами. П. т. проводят с учётом характерных для данного вида Т. действий на маршруте. Для пешеходных маршрутов к таким действиям относятся: длит. ходьба с грузом, передвижение по травянистым, осыпным и скальным склонам, организация разл. переправ через водные преграды, преодоление завалов, чащоб, болот, ориентирование на местности; для горных маршрутов — борьба с гипоксией и непогодой, передвижение с грузом по крутому скальному, снежному, ледовому рельефу с организацией верёвочных перил, выбиванием и вырубанием ступеней, преодолением горных рек и ледопадов; для лыжного похода — движение на лыжах по равнине, на подъёмах и спусках с грузом за плечами или на нартах, преодоление завалов, густых зарослей, обледенелых поверхностей, глубокого рыхлого снега, борьба с холодом; для водного — гребная техника, управление судном при сплаве, сохранение равновесия и устойчивости судна, преодоление бурного потока и порогов, последствий переворотов судов, причаливание, элементы пешеходной и горной техники при подходах к началу маршрута. Для вело-туризма характерные действия на маршруте — передвижение на нагруженном велосипеде по шоссе, тропам, просёлочным и горным дорогам, преодоление переправ, ходьба с проводкой велосипеда на неровностях, крутых подъёмах и спусках; для авто- и мототуризма — вождение гружёных автомашины и мотоцикла по шоссе, просёлочным и горным дорогам, преодоление песчаных и обводнённых участков, переправ; для спелеотуризма— горная техника, перемещение людей и грузов по горизонтальным, вертикальным и наклонным полостям, преодоление узких и низких ходов, в т. ч. в необычном положении (напр., вниз головой), подземных потоков и сифонов, ориентирование в лабиринтах, пребывание в темноте, борьба с холодом и сыростью. Кроме того, в понятие «П. т.» входит приобретение умения в устройстве биваков и обеспечении страховки. П. т. проводят в соответствии с типовыми программами начальной тур. подготовки (НТП), средней тур. подготовки (СТП) и высшей тур. подготовки (ВТП), дифференцированным по видам Т. При этом подготовка по программе НТП необходима и достаточна для походов 1 и 2 КС, по программе СТП — для походов 3 и 4 КС, по программе ВТП —для походов 5 и 6 КС. П. т. осуществляется преим. на групповых уч. занятиях и тренировках в тур. секциях, учебно-практич. школах, на сборах и в учебно-тренировочных походах под руководством организаторов Т., инструкторов и тренеров. П. т. по программе НТП может осуществляться самостоятельно. П. т. для спорт. Т. (походы 1—6 КС) проводится круглогодично с разделением на 5 периодов. Первый период, приходящийся на ноябрь — февраль для летних походов и июнь — сентябрь для зимних, включает теоретич. и общефизич. подготовку, соревнования по лёгкой атлетике, лыжам, Т.; второй период (соотв. февраль—апрель или октябрь — ноябрь) — все осн. виды П. т. В третий период, проводимый в мае — июне (либо декабре — январе), главное внимание уделяется завершению теоретич. занятий и спец. подготовке, практич. занятиям и тренировкам по технике и тактике, а также общефизич. и спец. тренировкам макс. интенсивности; в выходные дни — тренировочные походы, участие в соревнованиях (последняя тренировка «до пота» за 3 дня до соревнований, за 5 дней до похода). Четвёртый (походный) период приходится преим. на июль — август (февраль — апрель) и рассматривается как подготовка к последующим, более сложным походам. Пятый (послепоходный, или переходный) период П. т. посвящается полному (активному) отдыху — массаж, баня, плавание, игры, разминка и т. д., а также составлению отчётов, анализу результатов и планированию следующего годичного цикла П. т. Для оздоровит. Т. (1—3 КС) П. т. может проводиться в два периода (один соответствует комплексной подготовке к походу, другой — собственно походу), с началом первого из них за 2—3 мес до начала похода. См. также Поход туристский.. Лит.: Подготовка туристских общественных кадров. (Положение, учебные планы и программы), М., 1982; Ганопольский В. И., Начальная туристская и судейская подготовка в туристской секции коллектива физической культуры, М., 1985; Д рогов И. Д., Фадеев Б. Г., Подготовка и повышение квалификации кадров самодеятельного туризма, М., 1987. из похода. В зависимости от характера чрезвычайного происшествия, расстояния до места расположения КСС и КСО, погодных условий, рельефа местности и наличия дорог П.-с. р. проводятся т. н. наземными или воздушными (на вертолёте) поисковыми группами. Главная их задача — по возможности быстрее обнаружить терпящих бедствие, оказать им первую мед. помощь, подготовить и провести эвакуацию из р-на бедствия, при необходимости снабдить продуктами питания и снаряжением. При наличии у пострадавших серьёзных травм их транспортировка допускается только после консультации с врачом. Успех П.-с. р. определяется подготовленностью спасателей — членов КСС и КСО, их техн. оснащённостью, чёткой организацией спасат. работ, согласованностью действий поисковых групп, налаженным взаимодействием КСС и КСО с местными гос. и обществ, орг-циями. Единичные препятствия или комплекс препятствий, позволяющих решать конкретные уч.-тренировочные задачи, наз. элементами П. Каждый элемент П. имеет «паспорт», в к-ром указываются вид препятствия, его характеристика и др.данные. Ниже приведён пример такого паспорта. Паспорт элемента 1. Вид туризма — горный, пешеходный, спелеотуризм. При определении возможности прохождения П. учитывают особенности слива, мореходные качества судна и подготовленность экипажа. Самый простой для прохождения тур. судов — П. с прямым сливом; наиболее сложный и опасный — с кручёным сливом. Одиночные пологие прямые сливы и водоскаты проходимыдля тур. судов всех типов. На малых реках рекомендуется держаться ср. линии треугольника, образованного сходящимися струями потока, т. к. здесь обычно глубина больше, а русло чище. На больших реках следует избегать движения через вершину треугольника слива, т. е. здесь наибольшая опасность для судна быть перевёрнутым крутыми стоячими волнами. Если в результате предварит, осмотра П. (а такой осмотр обязателен, особенно для тех, кто впервые идёт этим маршрутом) появляются сомнения в успешности его прохождения, надо обносить суда (см. Обнос) или проводить их вдоль берега. Лит.: Путешествия на гребных судах, М., 1979. При умеренно выраженных П. (покраснениях) кожу промывают 5%-ным водным раствором танина или 2%-ным раствором борной кислоты, либо смазывают 1—2%-ными спиртовыми растворами бриллиантового зелёного или метиленового синего. При резкой боли можно наложить повязку с цинковой пастой или смягчающим кремом («Детский» и др.). Пузыри прокалывать нельзя. Если они прорвались самостоятельно, надо промыть поражённую кожу указанным выше дезинфекц. средством и наложить сухую повязку. Для предупреждения П. необходимо правильно подобрать снаряжение, подогнать и проверить его до выхода на маршрут. В походе надо учитывать изменения погодных условий и соответственно менять одежду, темп движения, не допуская перегрева тела, движения в сырой одежде, не оправданных обстановкой марш-бросков. Обнаружив малейшее неудобство в снаряжении, нужно, не дожидаясь появления П., постараться устранить причину: переодеться, переобуться, сменить носки, подогнать ремни рюкзаков и т. п. В качестве профилактич. мер можно бинтовать ноги эластичным бинтом, носить перчатки (во время гребли), прокладывать между рюкзаком и спиной мягкие вещи и т. п. Важен регулярный уход за кожей (борьба с потливостью, ежедневное мытьё ног прохладной водой и т. д.). состав. Для учёта П. т. используются показатели: численность туристов в пределах I данной терр. единицы (государство, область, насел, пункт); тур. ночёвка, или туродень (одни сутки, проведённые одним туристом в данной местности или стране). Учёт междунар. П. т. ведётся по данным пограничной регистрации, а также по числу ночёвок в местах размещения. Лит.: Краткий словарь международной туристской терминологии, М., 1980. ПОХОД ВЫХОДНОГО ДНЯ, наиболее массовый и доступный вид тур. похода. Продолжительность 1—3 дня, протяжённость маршрутов от 10—12 до 40—60 км. Число участников от 2—3 до 30—50 чел. и более. Организуется туристской секцией или клубом туристов, а также по личной инициативе самих туристов. Проводится обычно в окрестностях города (насел, пункта); может быть пешим, водным, лыжным, велосипедным, автомобильным, а также комбинированным. В зависимости от физич. нагрузок П. в. д. условно подразделяют на познавательные, прогулочные, тренировочные и соревновательные. В познавательных П. в. д. участники похода знакомятся с ист. и культурными памятниками, природными достопримечательностями. Прогулочные П. в. д. имеют в основном оздоровительный и познават. характер. Цель тренировочных походов — укрепить здоровье туристов, закалить их физически, отработать приёмы преодоления естеств. препятствий, приобрести навыки ориентирования на местности и т. д. С нач. 80-х гг. всё более популярными становятся семейные походы, в к-рых участвуют родители с детьми. Лит.: Булгаков А.А., Рыжавский Г.Я., Два дня в конце недели, М., 1984; Шиянов Л.П., Рогаткин А. В., Походы выходного дня, М., 1985; Макаревич 3. А., Туристские походы выходного дня, 3 изд., Минск, 1990. Существенно влияют на проведение П. т. погодные условия (см. Погода). Наиболее благоприятная для каждого вида Т. погода определяет сезонность (период года) для совершения П. т. в том или ином регионе. Однако и в оптимальный период года тур. группа нередко оказывается застигнутой непогодой или сталкивается с её неблагоприятными последствиями (паводками, селями, лавинами и др.). Туман, дождь, гроза, снегопад, сильный ветер и т. д. создают серьёзные помехи движению на маршруте, часто вынуждают прервать движение до улучшения обстановки. В нек-рых случаях (в зависимости от интенсивности, продолжительности и характера атм. явлений) может возникнуть аварийная ситуация и группа будет вынуждена совсем прекратить поход. Особое влияние на состояние туристов оказывает продолжит, действие низких темп-р, вызывающее появление специфич. «холодовой усталости». Возможность неблагоприятных погодных явлений и их последствий учитывают при составлении т. н. нитки маршрута и графика его прохождения, предусматривая запасные дни и безопасные пути эвакуации на случай вынужденного прекращения похода. Успешное проведение спорт. П. т. зависит от тщательности его подготовки и подготовки туриста. Подготовка одно- и двухдневного П. т. осуществляется за 2—7 дней до выхода и заключается в определении состава группы, выбора маршрута и получении маршрутного листа (см. Документы маршрутные), подборе необходимого группового снаряжения, личной экипировке туристов и приобретении продуктов. Подготовка многодневного П. т. начинается за 2—6 мес до его начала в зависимости от сложности похода и опыта его участников. Цели и задачи похода определяются и уточняются одновременно с комплектованием состава группы, увязкой интересов и возможностей туристов (см. Группа туристская). Подготовка П. т. завершается согласованием маршрута с Маршрутно-квалификационной комиссией, проверкой готовности группы (в случае необходимости с выездом на местность) и оформлением маршрутной книжки. Большое значение в П. т. имеет правильное распределение нагрузки, учитывающее разл. подготовку туристов, массу груза и сложность маршрута. Во время П. т. масса груза постоянно уменьшается по мере расходования продуктов питания и топлива. Обычно работоспособность туристов, зависящая от их тренированности и физич. состояния, в начале похода (примерно первую треть маршрута) невысока. В дальнейшем она довольно быстро растёт, гл. обр. за счёт адаптации организма к походным условиям и повышения уровня тренированности(см. Адаптация к высоте, Акклиматизация). К середине похода она достигает наивысшего значения (на это время приходится пик тренированности); к концу похода вследствие нарастания усталости работоспособность снижается. Задача оптим. распределения нагрузки сводится к расчёту такого графика движения тур. группы, при к-ром работоспособность участников похода наиболее рационально сочетается с нагрузкой при макс. экономии сил. Ключевые места маршрута следует планировать на середину пути, когда наступает пик тренированности; на конец похода обычно оставляют протяжённые, но сравнительно лёгкие участки маршрута. Если предстоит продолжит. поход по сложному маршруту, то лучше распределить груз равномерно по всему маршруту. Для этого часть груза целевого назначения (напр., лавинное снаряжение для похода в горах), а также часть топлива и непортящиеся продукты (консервы, сахар и т.п.) отправляют в определ. точки маршрута заблаговременно (см. Заброска). В П. т. члены тур. группы нередко выполняют (по собств. инициативе или по заданию к.-л. орг-ции) общественно полезную работу, осн. видами к-рой являются: сбор краеведч. материалов (напр., проведение маршрутной снегомерной съёмки или гидрол. измерений на малых реках); сбор топонимич. сведений; мероприятия по охране природы; чтение лекций для местных жителей; концерты художеств. самодеятельности. К общественно полезной работе относится также выполнение заданий в интересах развития Т.: испытание образцов нового тур. снаряжения, опробование рационов питания, первопрохождение маршрутов, освоение новых для Т. р-нов и др. По окончании П. т. группа составляет отчёт о походе. Лит.: Волков Н.Н., Спортивные походы в горах, М., 1974; Ганопольский В.И., Организация и подготовка спортивного туристского похода, М., 1986; Попчиковский В.Ю., Организация и проведение туристских походов, М., 1987. Лит.: Балабанов И., Богданов В., Новые организационные формы туристских предприятий в условиях рыночной экономики, М., 1991. Родственным П. препятствием является завал — скопление разл. предметов, гл. обр. стволов деревьев, в русле реки. На малых таёжных реках, а также в сильно суженных местах русла завалы могут существовать годами. Завал опасен подсосом воды, к-рый может привести к перевороту тур. судна. При подходе к завалу судно следует вынуть из воды и протащить вдоль завала. Лит.: Путешествия на гребных судах, М., 1979. В 1909 состоялась 1 -я экскурсия в Японию (после рус.-япон. войны 1904—05 экскурсанты были первыми русскими, посетившими эту страну). В честь этого события об-во выпустило памятный жетон «Ласточка мира», сделанный в форме листа сакуры с надписями на рус. и япон. языках (рис.). В 1914 об-во прекратило существование. Лит.: Реймерс Н. Ф., Штильмарк ф. Р., Особо охраняемые природные территории, М., 1978; Борисов В. А., Белоусова Л. С., Винокуров А. Д., Охраняемые природные территории мира, М., 1985. Как только судно касается берега, его закрепляют при помощи чального конца, к-рый неск. раз обматывают вокруг заранее выбранного дерева или камня; после полной остановки судна чальный конец привязывают легко развязывающимся узлом, исключающим однако его самопроизвольное развязывание от рывков чалки. На катамаранах, многоместных надувных лодках и плотах процедуру закрепления судна выполняет специально назначаемый член экипажа — чальщик. Он первым сходит на берег и закрепляет чальный конец, после чего покидают свои места остальные члены экипажа. На двухместных байдарках обязанности чальщика выполняет первый гребец; пока он закрепляет чалку, второй гребец удерживает (руками или при помощи весла) байдарку у берега до её закрепления. При П. на одноместной байдарке гребец упором весла о дно реки либо сильным прямым гребком выталкивает нос лодки на берег, затем высаживается и закрепляет судно на берегу. Если в момент П. ветер или течение отжимают судно от берега, чальщик должен немного отпустить (потравить) чальный конец, чтобы дать судну возможность развернуться по ветру или течению, а затем снова подтащить его к берегу и надёжно закрепить. Наиболее часто встречающиеся ошибки при П.: вынужденный отход от берега вследствие того, что вовремя не было обнаружено сильное течение или препятствие (мель, подводные камни), затрудняющие П. в намеченном месте; падение чальщика в воду, сдёрнутого запутавшимся чальным концом. Отвал судна от берега — процедура, обратная П. На время посадки экипажа на судно перед выходом в плавание судно привязывают к дереву или камню на берегу либо оно удерживается у берега одним из гребцов. При отвале катамарана, плота или надувной лодки, как только экипаж занял свои места на судне, чальщик отвязывает чальный конец и по команде капитана отталкивает судно от берега, после чего садится на своё место; экипаж разгоняет судно, выводит его на течение и разворачивает в нужном направлении для плавания. Плот при отвале не разворачивают, а просто выводят, пользуясь гребями, на струю. При отвале двухместной байдарки первым на судно садится второй гребец, затем своё место занимает первый гребец, выполняющий роль чальщика, и, уже сидя в байдарке, отталкивает её от берега (руками или веслом); все последующие действия (выведение байдарки на течение, развороты и т. п.) гребцы выполняют совместно. При посадке на одноместное судно (байдарку или надувную лодку) гребец вытаскивает нос судна на берег, а само судно разворачивает против течения и, удерживая его в таком положении, занимает своё место, после чего, упираясь веслом в дно или берег реки, сталкивает нос судна в воду и несколькими обратными гребками (см. Гребля) отводит судно от берега. Лит.: Потемкин И,, Спортивный сплав на плоту, М., 1970; Путешествия на гребных судах, М-, 1979. При П. судно может оказаться залитым водой, поэтому весь груз перед П. помещают в водонепроницаемую упаковку, а кокпит байдарки или лодки закрывают фартуком. Туристы, выполняющие П., должны быть в спасат. жилетах и в касках, на ногах иметь обувь, не скользящую по камням. Страхующие П. держат наготове бросательные концы, чтобы в любой момент иметь возможность перехватывать концы, привязанные к судну (если пройти по берегу нельзя, напр., из-за отвесных скал, крупных камней и т. п.). Лит.: Путешествия на гребных судах, М., 1979. В программы плановых тур. маршрутов также включают П. т., к-рые организуют в окрестностях турбазы, тур. лагеря с рекреац. и познават. целями. ![]() ПРОХОДИМОСТЬ РЕКИ, минимальные количеств, и качеств, данные о реке, определяющие возможность сплава по ней на тур. судах и ориентировочную категорию сложности маршрута. Определяется её водностью, или средним расходом воды (в водном Т. измеряется в м3/с), и средним уклоном реки, а также макс. значениями уклона отд. её участков (измеряются в м/км). Для тур. судов доступны реки со ср. уклоном до 15 м/км и уклонами отд. участков до 20—25 м/км, при ср. расходах воды не более 25—35 м3/с. В отличие от ср. уклона русла, являющегося постоянной величиной, расход воды изменяется в течение года. Чтобы осуществить сплав по горной реке при допустимых значениях расхода воды, необходимо выбирать время для проведения похода. Так, на Кавказе по рекам чаще всего ходят весной и осенью, на Памире и Тянь-Шане — осенью, в период меньших расходов воды, т. к. при больших расходах сплав по этим рекам, имеющим значит, уклон русла, становится опасным. Уточнить возможность сплава помогут данные о характере долины реки. Таёжные и равнинные реки со ср. уклоном не более 1—2 м/км, как правило, доступны для сплава в 40—60 км от истока, где ср. расход воды может быть очень малым, порядка 3—6 м3/с; возможность сплава по ним определяется гл. обр. кол-вом и характером лесных завалов. Лиг.; Путешествия на гребных судах, М., 1979. Лит.; Лукоянов П. И„ Свет В. Л., Самодельное снаряжение для лыжного туризма, М., 1988.
|