Рюкзак туриста-водника
В водном походе очень важно правильно подобрать себе рюкзак, поскольку если стоит задача преодолевать большой волок, нести байду и всё своё снаряжение вам придётся в рюкзаке. Насколько рюкзак облегчит вам эту задачу или усложнит зависит только от вашего выбора.
Рюкзак у туриста-водника должен несколько отличаться от рюкзака туриста-пешеходника. С сожалением, приходится констатировать, что до сих пор никто не смог изготовить рюкзак для водных походов. Поэтому воднику придётся выбирать рюкзак предназначеный для пеших походов.
Рюкзак туриста-водника должен быть удобен при носке, непромокаемым, иметь малый вес и габариты, быть простым в укладке.
Основной критерий различия рюкзаков – их размер, а точнее объём, измеряемый, как ни странно, в литрах, что является неисчерпаемой темой для туристских шуток. Городской рюкзачок, а также заплечные мешочки альпинистов или велосипедистов – 18–30 литров. Средние рюкзаки – от 30 до 55 литров, предназначены для выездов на природу и небольших походов на один–два дня. Для серьёзных путешествий, когда рюкзак должен вместить как минимум спальник, палатку, запас еды и одежды, подходят рюкзаки от 60 до 90 литров. Рюкзаки свыше 90 литров называются экспедиционными.
Обычно водник таскает больше пешехода (добавляется снаряжение для сплава). Здесь все зависит от вида и условий похода. Если вы идёте в поход вдвоём на одной байдарке, то один человек должен тащить байду, а другой всё бивачное снаряжение. В таком случае оба рюкзака должны быть большого объёма. Оптимальный размер рюкзака для серьёзного водного похода: 130-140 литров – для мужчин, 90-100 – для женщин.
Многие тритонщики транспортируют свои байдарки в специальных сумках, а в рюкзаках среднего объёма – продукты и другие мелкие вещи. При этом они почти всегда ищут машину, полностью отвергая пешую заброску там, где машины нет.
Большой размер рюкзака ускоряет процесс загрузки-разгрузки лодок, но затрудняет перевозку в общественном транспорте. Большой рюкзак можно утянуть, а меньший уже не растянешь. Правда, большой объем рюкзака соблазняет взять побольше вещей, что естественно неминуемо увеличивает общий вес. Так, что рюкзак больше 140 литров нерационален. Если вы компактно уложите байдарку она должна уместиться даже в 130л. Нести 140 литровый рюкзак будет проблематично, а больший объём – это уже для атлантов. Вес рюкзака, даже в начале автономного водного похода, не должен быть больше 1/2 веса туриста. К примеру, если вес мужчины 80 кг, а женщины 60, тогда идеальный вес рюкзаков в начале похода будет 37-38 и 25-27 кг. Женщине придётся тащить палатку, спальники и коврики, таким образом, мешок должен быть не меньше 90, а лучше 100 л, однако, рюкзак и лямки женского рюкзака должны быть уже чем у широкоплечих мужчин.
Что же делать, чтобы при переноске таких грузов не уставала спина и не искривлялся позвоночник. С одной стороны, хороший рюкзак здорово помогает (а точнее – не мешает) нести груз, тем больше, чем он совершеннее и удобнее, но с другой – является «чистым грузом», так как его вес добавляется к весу того, что необходимо нести в первые 2-3 дня, и того, что остается на последние дни. Чистый вес рюкзака тем больше, чем больше в нём наворотов. Здесь должен быть оптимальный выбор материала и подвесной системы.
Современный большой рюкзак (90-140 л) – весьма сложное изделие, конструкция которого далеко ушла от «абалаков» и «колобков».
Экспедиционные рюкзаки делятся на станковые, анатомические (каркасные), и мягкие. Станковый рюкзак представляет собой жесткую раму из алюминия или углепластика, к которому крепится подвесная система. Раньше станковые рюкзаки делались на оборонных заводах, сейчас практически не производятся. Рамы в основном либо хлипкие, либо неподъёмные. Основным предназначением рюкзаков со станком является пеший туризм, спелеотуризм – в этих походах приходится переносить тяжелые грузы на большие расстояния. Здесь более всего требуется жесткость конструкции. При этом туристы разных видов туризма используют удобства представляемые станком по-разному. Так, спелеологи навешивают на станок транспортные мешки, пешие туристы прикрепляют к раме один большой рюкзак, состоящий из большого количества карманов разной величины. Туристы-водники крепят упаковку байдарки или катамарана, зачастую приделывая на станок еще и колеса, и получая, таким образом, импровизированную тележку. После освобождения от байдарки большой рюкзак должен спокойно помещаться в конусной кормовой или носовой гермоупаковке. Не мешать и не занимать в ней много места. В общем, станковый тип рюкзака вряд ли подойдёт для водных походов.
Мягкий рюкзак – баул, не имеет никаких элементов жесткости. Жесткость такого рюкзака достигается только путем правильной укладки вещей во внутрь. Основные плюсы такой конструкции – минимальный вес, возможность компактно свернуть пустой мешок и убрать в байдарку или каяк. Однако тащить несколько километров рюкзак весом более 30 кг без подвески довольно трудно. Сегодня мягкие рюкзаки используются все реже, уступая место анатомическим туристским рюкзакам.
Анатомические (каркасные) рюкзаки на данный момент получили наибольшее распространение. Такой тип рюкзака представляет собой мягкий рюкзак с спинной полyжесткой вставкой, обеспечивающую вертикальную и поперечную жесткость рюкзака. Рюкзаки имеют гоpизонтальнyю pегyлиpовку объема за счет боковых стяжек. Клапан плавающего типа. Анатомическая подвесная система, состоящая из плечевых pемней и пояса, pегyлиpyется по высоте и позволяет оптимально pаспpеделять вес pюкзака на плечи и бедpа учитывая анатомические особенности конкретного человека.
Лямки рюкзака главным образом отвечают за комфорт ношения. Поэтому должны быть достаточной ширины – так нагрузка будет ложиться более равномерно. Не врезаться в ваши плечи под тяжестью веса, для этого служат наплечные накладки из плотной полиуретановой пены. Также должна иметься система регулировки.
Пояс отвечает за распределение веса. Современные рюкзаки позволят переносить больше половины груза с плеч на талию. Кроме того, пояс фиксирует рюкзак на спине, не давая ему болтаться из стороны в сторону. Пояс с внешней стороны должен держать форму, а поэтому должен быть жестким, а с внутренней стороны мягким и обшит сеткой, для максимального прилегания к телу. Застёгнутый и отрегулированный пояс должен опускаться на бёдра и заклиниваться. Чтобы поясной ремень не сползал, у человека должна быть выраженная талия, что с возрастом, однако, нередко утрачивается, особенно у мужчин.
В прошлом для изготовления рюкзаков использовался брезент и палаточная ткань. Сейчас для производства рюкзаков в основном используют следующие материалы: авизент (чаще артикулов 5020, 5011 и 5032) российского производства; кордура (Cordura) – разработка фирмы Dupont (США), обычно производства Южной Кореи; оксфорд (Oxford, Polyoxford и т.п.) – тоже обычно корейский; нейлон 600Д и полиэстер 600Д (Nylon 600D & Polyester 600D). Всё остальное, встречающееся на рынке – либо варианты тканей типа Oxford 420 & Nylon 600D, либо маркетинговые трюки, обычно связанные с правами (или их отсутствием) на названия.
Авизент – наша родимая российская ткань. Когда-то разрабатывалась для армии – для парашютных ранцев, чехлов на технику и т.п. для замены того брезента (есть версия, что авизент – сокращение от слов «авиационный брезент»). Авизент – толстый капрон с очень плотным переплетением нитей. Раньше его выпускали с акриловой пропиткой, было неплохо, потом перестали, но в 2001 г. снова начали делать. Авизент 5020 наиболее толстый и прочный, он подходит для самых крупных и нагружаемых изделий, авизенты 5011 и 5032 потоньше (сейчас 5011-го практически нет), годятся для изделий поменьше, для менее ответственных деталей. Достоинства: великолепная прочность на разрыв, удовлетворительный вес, доступная цена, морозоустойчивость (чистый капрон начинает твердеть только при антарктических температурах). Недостатки: пропускает воду, при крое края осыпаются, у образовавшейся в ткани дыры надо побыстрее оплавить края, иначе поползёт дальше. Да и внешний вид у изделий... В общем, терпимо, но для особо элегантных изделий либо для пижонов лучше поискать что-нибудь другое, например, кордуру.
Изначально кордура тоже предназначалась для армии. Кордура – это толстый нейлон со специальной структурой нити, с водоотталкивающей пропиткой и с полиуретановым покрытием. Обработка ткани проводится в несколько приёмов, поэтому покрытие получается весьма качественным и держится довольно долго. Кроме того, по слухам, в нить добавляется до 10% хлопка, в результате поверхность оказывается как бы мохнатой, с ворсом (говорят, от этого увеличивается стойкость к истиранию). Кордура маркируется в цифрах до 1000. Чем выше цифра, тем кордура толще, прочнее и тяжелее соответсвенно. Внешний вид у ткани, конечно, побогаче авизента. Достоинства: прочная и красивая ткань, годится для любых изделий (выпускается разной плотности, можно подобрать подходящую), хорошая устойчивость к истиранию, при крое не осыпается, дырки не ползут, не гниет, обладает очень приличными водоотталкивающими свойствами (если пропитка качественная, а то в Россию порой везут всякое). Недостатки: дорогая и тяжёлая ткань (при равной прочности раза в полтора тяжелее авизента), на морозе пропитка даже с пластификаторами «дубеет». (А чего, собственно, вы хотели? Американские Великие озёра находятся на широте Закавказья, о крутых морозах там не слышали!). Непромокаемость тоже оказалась несколько преувеличенной: есть ведь швы, «молнии», карманы и прочие дырочки, щёлочки и отверстьица. Кроме того, опыт показал, что НЕПРОМОКАЮЩИЙ РЮКЗАК – ЭТО НЕПРОСЫХАЮЩИЙ РЮКЗАК!
Оксфорд – это тоже нейлон с полиуретановым покрытием, но, в отличие от кордуры, ткань значительно тоньше, гладкая и блестящая. Более известны ткани с индексами 210, 420 и 840. Оксфорд 210 – скорее, тентовая ткань, но из него делают ещё всякие карманчики и перегородочки. 420-й используют обычно для мелких рюкзаков, особенно Oxford 420 Ripstop (ткань в характерную клеточку). Замечательно подходит для дна палаток, усиления углов тентов и карманов для дуг. 840-й очень похож на кордуру, отличить можно по сильному блеску и отсутствию «меха». Их часто путают, когда по незнанию, а иногда и намеренно. Достоинства и недостатки: более дешёвая альтернатива кордуре. Употреблённые к месту, все оксфорды вполне оправдывают себя. Главное – точно знать, чего ты хочешь.
Нейлон 600Д и Полиэстер 600Д (существуют также 900Д, 1200Д, 2400Д, они толще). Это нейлоновая либо полиэфирная (лавсановая) ткань с поливинилхлоридным покрытием. Нить тканевой основы прядётся из коротких кусочков (так дешевле, но прочность, увы, страдает), сама основа очень слабая и рыхлая, как марля. У ткани типа «Нейлон 600Д» ПВХ-покрытие толстое, сопоставимое с самой основой, и при этом либо гладкое, либо имеет накатку – мелкое рифление, под которым совершенно незаметна структура ткани. Недостатки: очень слабая ткань. При попытке прострочить 2-3 раза по одному месту прямо-таки режется швейной иглой, а посему практически неремонтопригодна. Водоотталкивающие свойства – только за счёт полимерного покрытия, который бывает обычно с изнанки, а сама основа легко намокает. Покрытие очень быстро начинает отслаиваться от основы. Стойкость к истиранию – никакая! «Дубеет» уже при небольшом морозе, при попытке согнуть изделие пластик покрывается белёсыми полосами – микротрещинами. Для альпинистов такая ткань неподходит, но для водника вполне терпима. Достоинство здесь только одно: очень дешёвый материал – в 4-6 раз дешевле кордуры (а если последняя со всем пакетом сертификатов от Dupont, то и в10-12 раз).
Дно рюкзака часто делается из непромокаемых и очень прочных материалов, из которых делают байдарки и катамараны, чтобы можно было поставить рюкзак на мокрую траву или острые камешки.
Материал спины в современных рюкзаках изготовляется, как правило, из вентилируемой сетки, обозначаемо у разных производителей по-разному («Air Mesh», «Air flow»). Это позволит вашей спине дышать. В каркасных рюкзаках имеются дюралиевые или пластиковые вставки, увеличивающие вертикальную жесткость. Вставки бывают уже вшитыми в спину, либо предусматривается возможность их вытаскивания.
Стропы являются важным элементов в конструкции рюкзака. Стропа идет на всевозможные лямки, поясной ремень, боковые стяжки, регулировку объема и.т.д. Стропы изготавливаются из капроновой ткани шириной от 15 до 50 мм. Узкие стропы используются для изготовления дополнительных лямок крепления внешних грузов. Стропы 30 и 50 мм используются для поясного ремня. Также стропы различаются по жесткости. Более мягкие идут на пряжки, более жесткие на ручки и петли. С другой стороны слишком мягкая стропа быстро истрепится от износа, а очень жесткую труднее затягивать.
На счет карманов нет единого мнения – многие туристы считают их абсолютно ненужными. Лучше всего иметь пристегивающуюся конструкцию. Это позволит при необходимости их пристегивать, либо отстегивать, чтобы они не мешали и не цеплялись за ветки. Но пристегивающиеся карманы больше выпирают, чем вшитые.
Клапан является неотъемлемой частью рюкзаков больших объемов. Он закрывает верх рюкзака, служит дополнительным объемом, в который можно положить вещи первой необходимости, чтобы не перетряхивать каждый раз рюкзак в поисках чего-либо. По конструкции клапан может быть пришитым, либо пристегивающимся. Пристегивающийся клапан позволяет менять его положение в зависимости от его высоты.
Пряжки, молнии и все остальное должно быть прочными и удобными в пользовании. Хорошая пластиковая пряжка, например, фастекс (в виде трезубца) способно выдерживать нагрузку более 100 кг. Пряжка на поясном ремне должна обеспечивать мгновенный сброс рюкзака. Желательно, чтобы фурнитура была стандартного вида, чтобы в случае поломки (а это случается очень часто) не было проблем с заменой. Молнии для рюкзаков существуют двух видов – «витая» и типа «трактор» с крупными зубьями. Многие считают, что второй тип молний служит дольше, но это не так.
На данный момент на рынке представлено великое множество рюкзаков, различных фирм и производителей. Цена здесь является не самым показательным определяющим фактором. Как ни странно, несмотря на обилие различных рюкзаков в продаже (как отечественных, так и известных зарубежных фирм), сложно найти среди них хотя бы один рюкзак без серьезных ошибок. В настоящее время на каждый выставленный на продажу в Москве рюкзак приходится 3-5 грубых ошибок. Поэтому покупать рюкзаки надо очень внимательно.
Конструктивно рюкзак включает в себя (в минимальной конфигурации): собственно мешок, систему подвески (пояс, подушку под поясницу, лямки с плечевыми оттяжками), клапан, карманы. Весить пустой рюкзак должен не более 3 кг. Особое внимание надо обращать на качество материалов и швов. Для начала стоит рассмотреть ткань. Она должна быть: прочной, не слишком тяжелой, водонепроницаемой (при росе и небольшом дожде). Хорошо если с рюкзаком будет продаваться чехол защищающий его от сильного дождя.