Монастыри

Солотчинский монастырь

Николо-Радовицкий мужской монастырь

Гуслицкий Преображенский мужской монастырь

Троицкий Мариинский женский монастырь

Казанский Колычевский женский монастырь





Солотчинский Рождества Богородицы
женский монастырь

Адрес: Рязанская обл., Рязанский р-н, п. Солотча

Краткое описание

Поселок Солотча находится в 20-ти километрах от Рязани. Знаменита Солотча не только незабываемой природой – мещерский лес, заливные луга, лесные озера, но и своим монастырем, который был основан Великим Князем Рязанским Олегом Ивановичем в 1390 году. Давным-давно прямо у Солотчи протекала Ока, тогда-то и образовалась тут высокая песчаная терраса, поросшая позже густым бором. От реки осталась только тихая старица, за которой и расстилаются заливные луга. Есть здесь и другая речка – Солотча.

Существует предание, согласно которому Олег вместе с супругой Ефросиньей оказался однажды на берегу Солотчи, где они встретили двух отшельников Василия и Ефимия. Они–то и внушили великому князю мысль о постройке монастыря. Он выстроил деревянный Рождественский собор, в котором и принял постриг. Великий князь много сделал для обители, а перед смертью принял святую схиму с именем Ионы (1402 г) и завещал похоронить себя в монастыре. Гробницы Олега и его жены Евфросинии находились в монастырской Покровской церкви, обрушившейся в реку в 1768 году ( княжеские останки были перезахоронены в монастыре). В 1552 году Солотчинский монастырь принял участие в Казанском походе Ивана Грозного ( возможно, тут останавливались царские отряды, шедшие завоевывать Казанское ханство). В честь победы над Казанью в монастыре была сооружена Алексеевская церковь (разобрана в 1847 г).

Солотчинский монастырь.
Слева Святодуховская церковь, справа надвратная Предтеченская церковь.

Церковь Сошествия Святого Духа

Надвратная церковь Иоанна Предтечи

Нынешний вид монатыря сложился в основном в конце XVII века, когда всвязи с назначением архимандритом Игнатия Шангина началось подлинное возрождение обители. В это время были построены две церкви в нарышкинском стиле – Предтеченская (надвратная) и Святого Духа ( с трапезной). Единственная из более ранних сохранившихся построек – Рождественский собор XVI века.

Собор Рождества Пресвятой Богородицы

Жизнь Солотчинского монастыря в XVIII - XIX веках ничем особенным не знаменита. Было здесь обширное хозяйство с конюшенным и скотным дворами. Тихо текли монастырские будни. В 1917 г. монастырь был закрыт, часть зданий – утрачена. В 1960-х годах началась реставрация, а Летом 1992 г. на соборном храме Рождества Пресвятой Богородицы засияли золотом новые кресты. В апреле 1994 г. монастырь был передан Рязанской епархии. Архиепископ Рязанский и Касимовский Симон освятил обитель и благословил настоятельницу монастыря матушку Варвару на многотрудный путь по возрождению древней Солотчинской обители к новой жизни уже как женской.

Старинные постройки невольно внушают уважение своей величавостью. Подобные места невозможно посещать мимоходом, в спешке. Лучше всего, если у вас будет возможность пережить у стен монастыря вечер, почувствовать, что все вокруг пропитано духом старины и безмятежности, когда суета серых будней постепенно растворится в багровой тьме. В любое время года стены Солотчинского монастыря встретят вас своей торжественной красотой.



Николо-Радовицкий мужской монастырь

Адрес на 1917 г. Рязанская губ., Егорьевский у., с. Радовицы
Современный адрес Московская обл., Егорьевский р-н, с. Радовицы

Краткое описание

Монастырь с чудотворным образом был широко известным центром паломничества. Будучи ребёнком, с бабушкой его посетил С. Есенин, что впоследствии нашло отражение в самых первых строчках поэмы "Анна Снегина": "Село, значит, наше Радово. Дворов подалуй два ста…". Так, под слегка изменённым названием, егорьевские Радовицы были увековечены в литературе.

Николо-Радовицкий монастырь в с. Радовицы, на оз. Святом основан в XV веке старцем Пахомием, предположительно греческим монахом. Первый свой скит Пахомий заложил на высоком острове среди непроходимых мещерских болот посреди Святого озера. Очевидно этот остров, будучи самым высоким местом округи, с некоторыми чертами кургана, издавна играл особую роль в жизни людей этих крайне заболоченных мест. В 70 годах 20 века на острове была обнаружена неолитическая стоянка. Не исключено, что первый насельник в эпоху поругания язычества выбрал для поселения место языческого капища. По преданию, монастырь именовался Акакиевой пустынью.

В 16 веке, при настоятеле Ионе, здесь был обретён образ Николая Чудотворца. Резной, из куска яблоневого дерева, образ в полный рост с мечом и градом, быстро получил славу чудотворного. По-видимому, тогда же на острове была воздвигнута деревянная церковь Св. Николая (не сохранилась). Только за 16 век у чудотворного образа было засвидетельствовано 250 благодатных знамений. Весть о чудесах пошла по всей Руси и учреждённый Петром I Синод даже изъял икону и доставил её в Москву "из опасения суеверия в народе". После смерти императора икона была возвращена монастырю и несена всю дорогу на руках в сопровождении народа и духовенства с зажжёнными свечами.

В XVIII веке монастырь значительно вырос и из-за недостатка места на острове был перенесён на близлежащий берег, где были устроены каменные братские и настоятельские кельи, храмовые и хозяйственные постройки. Вплоть до революции при монастыре находился приют для мальчиков – сирот духовенства.

Монастырь закрыт в 1935 году. Служил как лагерь военнопленных, школа. С 1970-х большинство построек пустует. До нашего времени сохранилась часть братских корпусов с надвратной церковью Петра и Павла, полуразрушенный храм Рождества Пресв. Богородицы, конный двор с хозяйственными постройками, небольшая церковь Иоакима и Анны и колодец в центре монастырской территории. Желающие также могут пройти на пустынный высокий остров посреди Святого озера (сейчас он фактически является полуостровом) и побывать на том месте, где находился скит Пахомия, а впоследствии – храм с чудотворной иконой Св. Николая. Попытки ремонта предпринимаются с 1999 г. А 26 декабря 2006 года на заседании Священного Синода было, в частности, принято решение благословить преобразование прихода храма Рождества Богородицы села Радовицы Егорьевского района Московской области в Николо-Радовицкий мужской монастырь села Радовицы Егорьевского района Московской области.

Николо-Радовицкий монастырь. Вид с юго-запада.
По центру колокольня, в которой помещался Петропавловский храм,
справа Новый Настоятельский корпус, слева Братский корпус.

Собор Николая Чудотворца

Кирпичный однокупольный трёхпрестольный храм в стиле классицизма, построенный по проекту И. Ф. Руско в 1816-1839 как летний собор. Приделы Сергиевский и Алексиевский. Здесь находится явленный чудотворный образ святого Николая Чудотворца. Замечательны также по древности: образ святителя Николая с частью его мощей и другой образ его же с двуперстным благословением, весьма уважаемый старообрядцами. Разрушен в 1930-х.

Собор Рождества Пресвятой Богородицы

Собор Рождества Пресвятой Богородицы

Кирпичная двухэтажная пятиглавая церковь сложной структуры. Сооружена в 1868-1869 с частичным включением стен храма 1640-х, северный престол Предтеченский. До настоящего времени сохранились стены без перекрытий, в аварийном состоянии.

Внутренний двор, вид на северо-восток.
По центру колодец, на заднем плане Старый Настоятельский корпус
и башня, в которой помещался храм Иоакима и Анны.

Церковь Иоакима и Анны

Церковь в северо-восточной башне ограды, построенной в 1677, но неоднократно перестраивавшейся в XVIII в. Служила домовым храмом при покоях настоятеля. В настоящее время заброшена.


Церковь Петра и Павла

Церковь в монастырской колокольне. Основание колокольни 1757-1763 надстроено барочной колокольней со шпилем в 1780-х. С 1960-х пустовала. В 2008 начата реставрация колокольни и церкви.


Церковь Николая Чудотворца
при Николо-Радовицком монастыре

Церковь на острове Святого озера, на месте существовавшей с XVI в. часовни. Первоначально деревянная, в 1879 обложена кирпичом. Разобрана в 1930-х.



Гуслицкий Преображенский мужской монастырь

Адрес на 1917 г. Московская губ., Богородский у., Гуслицкий монастырь
Современный адрес Московская обл., Орехово-Зуевский р-н, г. Куровское, ул. Лесная
Телефон (496) 411-34-07
Координаты: 55.5829,38.8805
GPS координаты (WGS84) - # N55.58290, E38.88050

Краткое описание

Гуслицкий Преображенский монастырь, основан в 1859 году, в 50 верстах от уездного города Богородска, близ села Запонорья, с миссионерской целью; в монастыре бывли собеседования со старообрядцами. Первым настоятелем назначен известный противник староверия игум. Парфений (Агеев). Построен на месте существовавшего с XV в. Преображенского погоста, что в Мошеве. Здесь находилась весьма чтимая икона Нерукотворенного Спаса, которая носилась по окружным селам и деревням. При монастыре была миссионерская библиотека, двухклассная школа и больница. Во 2-й пол. XIX в. обстроен каменными зданиями: выстроены келейные корпуса (1880-е), ограда с башнями (1877-1878).

Закрыт в 1922, занят домом инвалидов, ныне – психоневрологическим интернатом. Восстановлен в 1998 на части территории.

Гуслицкий Преображенский мужской монастырь

Собор Преображения Господня

Большой кирпичный центрический пятикупольный четырехстолпный собор в псевдорусском стиле, стоящий по центру монастырской территории. Был сооружен в 1879-1886. По ряду сведений имелись боковые приделы Никольский и Георгиевский, а в подклете придел Киево-Печерских Чудотворцев. Закрыт в 1929, купола демонтированы в 1940-х, занят складом, затем заброшен, пришел в аварийное состояние. В 2001-2004 отреставрирован, освящен в 2008.


Церковь Преображения Господня (новая)

Небольшая церковь в здании быв. монастырской трапезной, построенном в кон. XIX в. в западной части территории. Устроена в 1994 в связи с невозможностью быстрого восстановления остальных монастырских зданий, внешне выделена главкой.


Церковь Фотия, митрополита Московского

Церковь во втором ярусе высокой монастырской колокольни, сооруженной в 1914-1916. Первоначально Спасская, нынешнее посвящение с 2000-х. Колокольня до 1970-х служила водонапорной башней, затем заброшена. Ремонтируется с 2000 без воссоздания исходного завершения.


Церковь Иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость

Пятиглавая двухэтажная церковь в псевдорусском стиле, сооруженная в 1886. Примыкала с востока к кирпичному келейному корпусу в три этажа, в юго-восточной части монастырской территории. Внизу помещался придел Воскресения Словущего. Использовалась как зимний храм. Закрыта в 1925, занята клубом, венчания сломаны. К 1980-м здание заброшено, в аварийном состоянии, в 2006 снесено. На его месте строится новый корпус.


Церковь Успения Пресвятой Богородицы

Деревянная церковь Спасского погоста, возможно, относившаяся к XVII в., после создания монастыря в 1859 была перенесена на новое место и полностью перестроена, получив вид деревянного одноглавого 2-этажного здания, к которому примыкал корпус келий. На втором этаже был Успенский престол, внизу Воскресенский. К нач. ХХ в. требовала ремонта, закрыта окончательно в 1930-х, вскоре сломана.


Церковь Алексия, митрополита Московского, при второклассной школе в Гуслицком Преображенском монастыре

Домовая церковь в каменно-деревянном здании второклассной школы, существовавшей при монастыре в 1896-1918. Была устроена в 1913. Здание с 1920 занято детдомом, церковь уничтожена. Корпус школы разобран в 1930-х. Часовня кладбищенская при Гуслицком Преображенском монастыре

Деревянная часовня для отпевания покойников на монастырском кладбище (не сохр.), за восточной стеной монастыря. В ХХ в. служила мертвецкой дома инвалидов, сломана в 1970-х.


Часовня при Гуслицком Преображенском монастыре

Каменная часовня на месте, где в XV-XIX вв. стояла церковь Преображенского погоста, что на Мошеве. Стояла напротив монастыря, за Нерской. Сломана к сер. ХХ в.


Подробная публикация

Георгий (Хлебников), Михайлов С. С. Гуслицкий Спасо-Преображенский миссионерский мужской монастырь. Куровское, 2006.



Троицкий Мариинский женский монастырь

Адрес на 1917 г. Рязанская губ., г. Егорьевск
Современный адрес Московская обл., г. Егорьевск, ул. Владимирская, 2

История Егорьевского Троице-Мариинского нештатного общежительного монастыря началась с деревянной Никитской церкви, перенесённой на кладбище г. Егорьевска с погоста Гвоздня Богородского уезда Московской губернии в 1792 г. В 1850-х гг. храм увеличен пристройкой трапезной и колокольни. Церковь не отапливалась, поэтому богослужения совершались редко. В 1878 г. при Никитской церкви учреждён самостоятельный причт.
15 февраля 1880 г. Н.М.Бардыгин испросил у городской Думы землю рядом с кладбищенской оградой и начал строить, исключительно на свои средства, трёх-престольную каменную Троицкую церковь. Она была тёплой. Освящена в 1883 г. В 1892 г. Никифор Михайлович обратился с заявлением "от неизвестного лица" об отводе земли при кладбищенской церкви для постройки богадельни. Неизвестным лицом оказалась жена Бардыгина Мария Владимировна. У неё возникла мысль учредить женскую общину при богадельне и впоследствии обратить кладбищенскую церковь в монастырь, где она предполагала провести остаток своих дней после смерти мужа (она была значительно его моложе).

При её крепком здоровье и умеренной жизни она должна была бы жить долго. Но не дожила до построения монастыря. Через пять лет внезапная болезнь свела её в могилу во цвете лет. На киоте, венчающем её могилу, были написаны слова Спасителя: "Бдите убо, яко не весте ни дне, ни часа, в онъ же Сын Человеческий приидет".

Мария Владимировна была второй женой Никифора Михайловича. Овдовев, он сильнее прежнего отдался религиозному настроению. Его общественная деятельность приняла характер церковной и благотворительной. Архитектор Иван Тимофеевич Барютин, который руководил всеми строительными работами, задуманными Никифором Михайловичем, расширил Троицкую церковь. Она была замечательна внутри благолепием, одна из лучших в Рязанской епархии. С юга был пристроен придел святителя Никифора Цареградского, с севера придел Марии Египетской. В 1899 г. приступили к строительству второго каменного корпуса с южной стороны кладбища и заложили красивую каменную ограду с башнями и святыми вратами.

12 апреля 1899 г. было подано прошение об открытии при кладбищенской церкви Святотроицкой женской общины, основанной, как и богадельня, в память покойной Марии Владимировны. Поэтому общине было присвоено название Мариинской. Открытие общины произошло 25 августа 1899 г., ко дню второй годовщины со дня смерти Марии Владимировны. Открывал общину преосвященный Мелетий (1835 – 1900 гг.) На содержание общины Никифор Михайлович внёс капитал – 30 тыс. рублей – и 265 десятин земли. Сестёр вместе со старицами-богаделками было 86 человек. В 1900 г. образован Троице-Мариинский общежительный монастырь.

После смерти Марии Владимировны поражённый горем Никифор Михайлович начал чувствовать недомогание от развивавшейся болезни почек. Он не обращал на неё внимания и по обыкновению продолжал усиленно работать, к врачебной помощи обращаться не любил. 31 мая 1901 г. он в последний раз присутствовал на заседании городской Думы и после слёг. 13 ноября того же года скончался на 67-м году жизни. Погребение Никифора Михайловича состоялось с величайшей торжественностью. Прибыл Рязанский епископ преосвященный Полиевкт, архимандриты Богословского и Радовицкого монасты рей, духовенство Егорьевска и ближайших сёл. Перенесение тела Никифора Михайловича в монастырский собор было совершено в преднесении хоругвей, перезвоне колоколов городских храмов, торжественном пении двух хоров, в сопровождении множества духовенства. За гробом шла масса народа. Тело провожал весь город, желающих нести гроб было так много, что его поставили на большую платформу, под которой непрерывно менялись люди, поддерживая её на своих головах.

Могила Никифора Михайловича находилась у стены в правом приделе храма во имя святителя Никифора Патриарха Цареградского. На арке мраморного киота, в котором была установлена семейная икона Бардыгиных, было написано избранное самим Никифором Михайловичем изречение Спасителя: "Ищите прежде Царствия Божия и правды Его и сия вся приложатся вам".

Первой игуменьей монастыря стала монахиня Олимпиада (сестра Никифора Михайловича). В миру она называлась Ольгой. Она часто бывала у старших сестёр, схимонахинь Фелицаты и Поликсении, в Коломенском Брусенском монастыре. 15-летняя Ольга посещала все церковные службы, отказывалась от обычных детских развлечений для молитвы и чтения священных книг. Ольга со слезами на глазах просила родителей отпустить её в монастырь. Посоветовавшись со своим духовником и крестным отцом дочери о.Лаврентием Спасским, родители отпустили её. Ольга жила с сестрами в одной келье, безропотно проходила все послушания, со смирением выслушивала назидания. Многотрудное служение – быть игуменьей – выпало монахине Олимпиаде на 54-м году жизни. Шесть с половиной лет она управляла обителью, подавая всем пример величайшего смирения. Посторонние не могли отличить её от простых монахинь, она жила в скромном помещении, сестры любили её. Игуменья Олимпиада неожиданно скончалась 15 января 1907 г., 60 лет от роду, от воспаления лёгких. В надгробном киоте над её могилой поставлен образ Спасителя, совершившего омовение ног своим ученикам, а внизу написаны слова Его: "Образ дах вам, да яко же Аз сотворих и вы творите такожде". Погребена в Троицком храме.

Монастырь никогда не был большим, в 1917 г. в нём жили семь монахинь и четыре послушницы – на несколько десятков старушек-богаделок. Монастырь закрыли в 1918 г., в конце 20-х гг. начали разрушать. Разобрали колокольню, завершение Троицкого собора, от деревянной кладбищенской церкви остался только фундамент. Надгробия Н.М.Бардыгина и игуменьи Олимпиады срыты, и только прямоугольник серого цементного раствора среди плиточного пола церкви показывает место их захоронения.

В настоящее время в монастыре размещается вертолётное училище. В Троицком соборе соседствуют храм (в 1990-х гг. придел преподобной Марии Египетской был передан верующим) и клуб училища.

О печальной истории последних лет жизни монастыря нам рассказала инокиня Гаафа, церковная староста возрождающегося прихода. Она показала нам места захоронения Н.М.Бардыгина и игуменьи Олимпиады (место надгробия игуменьи – в приделе преподобной Марии Египетской).

(из кн.: Егорьевский уезд. Храмы Егорьевского и Шатурского районов. Сост. свящ. О. Пэнэжко, [М.], [2001])

6.10.2008 г. Священный Синод РПЦ благословил преобразование прихода Троицкого храма г.Егорьевска в Свято-Троицкий Мариинский женский монастырь (журнал №69). Настоятельницей монастыря назначена монахиня Илария (Иляхинская).

Ворота Свято-Троицкого Мариинского женского монастыря.
На заднем плане – реставрируемый храм Пресвятой Троицы.

Троицкий собор

Кирпичный храм в псевдорусском стиле, построенный в 1880-1883 на средства Н. М. Бардыгина. Представляет собой пятиглавый четверик с шатровой колокольней, боковые приделы Никифора Цареградского и Марии Египетской. В храме находилась усыпальница купцов Бардыгиных. Закрыт в 1929, венчания сломаны, занят клубом. Открыт в 2000, отреставрирован.

Реставрируемый собор Пресвятой Троицы

Часовня Великомученика Никиты

Часовня в башне ограды (1890-е) монастыря. Построена в 2005 г. в память разрушенного соседнего Никитского кладбищенского храма.

Церковь Никиты Великомученика

Деревянный храм типа восьмерик на четверике в классицистическом духе, с трапезной и колокольней, перевезенный в город с погоста Гвоздна в 1792. Перестраивался в 1850-х, разобран в 1-й пол. ХХ в.
Примечания Церковь стояла на городском кладбище, открытом в кон. XVIII в.



Казанский Колычевский женский монастырь

Адрес на 1917 г. Рязанская губ., Егорьевский у., с-цо Колычево
Современный адрес Московская обл., Егорьевский р-н, д. Колычево

Казанский Колычевский женский монастырь.

Краткое описание

Основан в 1865 старцем Матфеем (Петровым) как женская богадельня в имении М. П. Степановой. С 1875 община, затем монастырь, закрытый в 1920-х. Занят психоневрологическим интернатом. Помимо церквей уцелели кирпичные корпуса келий и ограда с башнями в псевдорусском стиле. Открыт в 2005 на части территории.


Собор Иконы Божией Матери Казанская

Центрический четырёхстолпный храм в псевдорусском стиле. Сооружен в 1881-1897. Боковые приделы Успенский и Никольско-Митрофаниевский. Закрыт в 1934, венчания сломаны.


Церковь Преображения Господня

Кирпичная двустолпная церковь в псевдорусском стиле, пристроенная с востока к двухэтажному корпусу келий в 1897-1903. Служила трапезным храмом, закрыта в 1934, венчание сломано. Используется под жилье.


Церковь Ювеналия, патриарха Иерусалимского

Малый храм во втором ярусе монастырской колокольни. Колокольня, сооруженная в 1895-1903, представляет собой грандиозную четырёхъярусную шатровую постройку в псевдорусском стиле. Открыт в 2002 в связи с невозможностью восстановления остальных храмов.


Колокольня Казанского Колычевского монастыря,
в которой помещается церковь Ювеналия Иерусалимского.

Главная

Наследие

Туризм

Энциклопедия

География

Россия

Гидрография

Мещёра

Угличское вдхр

Русский Север

Карелия

Белое море

Полярный Урал

Библиотека

Мультимедиа

Сайты

Фотоальбом

Геология

Гидрография

Реки и озёра

Растительность

Животный мир

Поймы рек Пра и Ока

Окский заповедник

НП Мещёрский

НП Мещёра

Заказники

Административные
территории

История

Святыни

Музеи

Литература

Карты