Озёрное ожерелье Пры
Главная

Мещёра

Угличское вдхр

Русский север

Карелия

Белое море

Фотоальбом


Озёрное ожерелье Пры

река Пра, художник Барсков В.П.

Русло самой именитой в Мещёре реки Пры начинается с первой протоки между Свято-озеро (Свят-озеро, Святое озеро, Светлое озеро) и озером Имлес. «Правильное название озера — Ильмес, то же самое, что и знаменитое Ильмень-озеро», на берегу которого возник Великий Новгород» (примечание Н. Чистякова). Свято-озеро первым стоит в цепочке Великих Мещёрский озёр, по праву называемой ожерельем. В это озеро, разбившись на многочисленные рукава, впадает Бужа и далее, растворив в нём свои коричневые воды, уже под именем Пры протекает, набирая силу, связующей артерией между всеми большими озёрами Мещёры и могучей Окой.

Свято-озеро — самое большое в группе Пышлицких озёр. Оно как бы разрезано невидимой границей между Московской и Владимирской областями. Площадь Свято-озера составляет 702,2 га, а наибольшая глубина — 5,2 м. От этого озера и начинается водная система Мещёры, так называемое Мещёрское озёрное кольцо. Оно является одним из уникальнейших природных памятников Средней России.

Свято-озеро в древние времена было ещё крупнее. На космических снимках отчётливо просматриваются бывшие границы озера — нынешние являются лишь его четвёртой частью. Все окрестные сёла и деревни: Мокрое, Палищи, Спудни, Тюрьвищи, Шевертни, Шестимирово располагаются сейчас по берегам некогда обширной озёрной чаши. В наше время бывшая озёрная котловина на три четверти превратились в болота и сырые луговины, сплошь заросшие тростником и мелким кустарником. Но даже сейчас, мелеющее и зарастающее, Свято-озеро сохраняет свою величественную красоту и очаровательную неповторимость.

На озере два острова — Дубовый и Берёзовый. Знатоки этих мест отмечают величие и покой, присутствующие здесь во всём: водная гладь, сливающаяся на горизонте с небесной повёрнутой чашей; зелёные шапки островов и изумрудные наряды прибрежных лесов и кустарников.

Вода в озере красновато-коричневая, цвета слабо заваренного чая — этот оттенок от наличия в водах, приносимых Бужей, твёрдых торфяных частиц. Свято-озеро, как и большинство других из Мещёрского кольца, имеет звучное славянское название. Славянские первопроходцы, впервые добравшиеся до истока Пры, по достоинству оценили не только красоту здешних мест, но и убедились в животворной святости вод озера, как природного чистилища — места массового нерестилища рыбы, места зарождения новой жизни. Поэтому и озеро названо было Святым. Конечно существуют и другие версии. Одна из них связана с успешным походом в Х веке князя Святослава на хазар (Н. Чистяков), а другая — с популярной в народе легенде об утонувшем в озере святом кресте. Так это было, или иначе, а прежнее название озера было навсегда забыто. Хотя некоторые озёра в бассейне Бужи — Пры сохранили свои названия, которые дошли до нас — Исихра, Шагара.

Шатурский краевед В.М. Казаков объяснял происхождение названия этого озера по его принадлежности территориально к некогда обширной митрополичьей Баглачевской волости. Озеро в то время находилось в окружении приходских Погостов, имело культовое значение в церковной службе и поэтому называлось Святым (вспомним озёра Святое, Святец в митрополичьей Сенежской волости — соседней с Боглачевской).

В подтверждение этой версии Николай Скулов в главе «Свят-озеро» («Заповедными тропами Мещёры») рассказывает о необычном явлении, которое ему довелось наблюдать совместно с другими очевидцами. Вот его рассказ, не требующий комментариев:

«. Как бы в ответ на наш разговор со стороны леса и устья реки Бужа выплыла громадная лиловая туча, сверкнула молния и громыхнул пушечный выстрел грома. Вдали над озером упал занавес дождя, угрожая приблизиться к нам. Поднялся шквалистый ветер. Озеро потемнело, нахмурилось, вздыбилось волнами. Пришлось прервать разговор и заняться срочными сборами. Вот тут-то мы и забеспокоились о наших гидробиологах. Сильный ветер на открытой воде вполне мог отнести их лодку на дальний московский берег.

К счастью наши опасения были напрасны. При первых порывах ветра Павлик с Мариной выгребли к берегу, и вскоре их лодка показалась из-за мыса. Мы стали призывно кричать, размахивать руками, старались заставить их плыть быстрее, однако заметили, что и они нам тоже подают какие-то сигналы. В бинокль было видно, как Марина показывает на что-то находящееся сзади над нами. Мы обернулись и . не поверили своим глазам: через всё небо, от берега до берега, перекинулась неимоверно яркая радуга на фоне лиловой тучи, которая сверкая и погромыхивая, уходила за лес. Свинцово-серые, похожие на горные кручи кучевые облака раздвинулись и между ними, над северной частью озера вспыхнул гигантский ромб в виде вытянутого креста! Огненный крест мерцал и переливался как огонь в кузнечном горне. Внутри у него ясно просматривалась такая же по величине и цвету, но только более тёмная и не такая яркая женская фигура, в которой угадывалось что-то до боли в сердце знакомое!..

На мгновение вокруг стало тихо. Даже волны плескались о берег бесшумно, словно крались к нему на цыпочках. Трудно сказать, сколько времени прошло — секунды, минуты как будто замедлили свой шаг. Но вот огненный крест, а за ним и фигура стали удаляться от нас, тускнеть и таять на глазах. Лиловая туча прощально мигнула молнией, громыхнув — исчезла за лесом. Выглянуло солнце, озеро перестало хмуриться и снова сделалось небесно-голубым. Только тогда мы смогли перевести дух и увидели, что наши молодожёны уже стоят рядом с нами.

Первой нарушила молчание Марина: — «Что же вы молчите?! Неужели ничего не поняли?! Вы же видели, вы же всё видели! Это же Богоматерь! Я же вам кричала. Озеро оно же на самом деле — святое!»

Широкая, но короткая протока соединяет Свято-озеро с озером Имлес и далее с Дубовым, которое является самым длинным из всех озёр Пышлицкой группы. Оно растянулось с севера на юг на 10,5 километров, а его наибольшая ширина не превышает полутора-двух километров. Общая площадь озера — 1200 га. В озеро впадает более 30 мелиоративных канав. На его западном берегу расположены пять деревень с древней историей. На восточном берегу поселений никогда не было, здесь истинно глухие мещёрские леса и топкие болота.

На выходе из озера Дубовое Пра разбивается на два равновеликих рукава — один из них проходит через озёра Шагара и Ивановское, захватывая при этом и озеро Великое, а другой — через озёра Святое и Сокорево. Эти озёра, ровно как и все остальные, нижерасположенные по течению Пры, входят в группу Клепиковских озёр. Перед озером Сокорево Пра принимает справа воды шатурской реки Ялмы, а далее четырьмя рукавами течёт к озеру Мартыново. До города Спас-Клепики Пра течёт по заливными лугами, оставляя в них старицы и небольшие озерки.

От своих истоков у Свято-озеро до устья на Оке река Пра протекает по Мещёрскому краю около 200 километров, удивляя разнообразием прибрежных и речных пейзажей. До встречи с могучей Окой Пра проходит через лесные массивы, сосновые боры с изумительной красотой окружающих берегов. А в своих низовья Пра является неотъемлемой частью «Окского заповедника».

Пра издавна считалась самой чистой, заповедной и таинственной рекой Мещёры. Её неповторимая красота неизменно привлекала к себе внимание не только рыболовов и туристов, но и писателей, а также людей других творческих профессий — художников, музыкантов, артистов. Всех, побывавших однажды на берегах Пры, приводило в восхищение обилие рыбы, разнообразие растительного и животного мира. В 1992 году на территории Клепиковского района Рязанской области был создан Национальный парк «Мешёрский».

Известный русский писатель и путешественник Константин Паустовский в своей знаменитой повести «Мещёрская сторона» писал: «Я много видел живописных и глухих мест в России, но вряд ли увижу когда-нибудь реку более девственную и таинственную, чем Пра». Повесть «Мещёрская сторона» (1938-1939гг.) — наиболее значительное и известное произведение К.Г. Паустовского о Мещёрском крае. По своему жанру она не является повестью в строгом смысле слова, поскольку в ней нет определённого литературного сюжета. Её вполне можно сравнить с лирической поэзией о скромной и вдохновенной красоте природы Мещёры. «Это яркий и редкий в нашей литературе образец художественного краеведения. в Мещёрском крае Паустовский почувствовал себя русским человеком до последней прожилки, здесь он ощутил свою давнюю родину. Он понял, что нет ничего прекраснее на свете, чем наша Русская земля, которую он не смог бы променять ни на какие «потрясающие красоты мира» (Владимир Касаткин, «Вторая родина» Константина Паустовского», 2004г.).

Река Пра, являясь естественным продолжением Бужи, течёт с севера на юг, к Оке. А из Оки по Пре плывёт вверх по течению к местам нерестилищ рыба. Самой северной оконечностью массового нереста является Свято-озеро. В прежние времена, когда по берегам Великих Мещёрских озёр стояли многочисленные церкви, погосты и монастыри, в период нереста рыба даже запрещалось звонить в колокола, чтобы «колокольным звоном не нарушать таинство зарождения новой жизни» в святых водах Пры. О незримом водосвятии реки Пры убедительно утверждает Виктор Мухин на страницах своей книги «Пульсирующее чудо»:

«На всём протяжении жизненного царства Пры, включая Бужу, незримо присутствует Господь, оставляя свои следы в гармонии окружающей природы, воздействуя на жизненную программу всех её обитателей, включая человека. . Пра — широко разлившийся на поверхности водный источник Божественной истины, связывающий нас с предками, сопровождающий их души в мир иной, путь Господа, символ веры, сакральная крещенская купель вечной жизни».

Д.П. Барсков «Притяжение Мещёры»

Геология

Гидрология

Реки и озёра

Растительность

Животный мир

Поймы рек Пра и Ока

Окский заповедник

НП Мещёрский

НП Мещёра

Заказники

История

Районы

Города

Посёлки

Монастыри

Храмы

Музеи

Библиотека

Карты