Академическая дача
«Колыбелью великих вод» называют древнюю Вышневолоцкую землю. Здесь берет начало Тверца – приток Волги и Мста, несущая свои воды в Ильмень-озеро. А между ними Цна, на берегах которой и стоит город Вышний Волочёк. Именно по этим рекам проходил путь из Великого Новгорода и Низовые земли. А 300 лет назад, по велению Петра I, на месте древнего волока между Тверцой и Цной был создан целый комплекс гидротехнических сооружений, позволивших весь водный путь с Волги до новой столицы Санкт-Петербурга назвать Вышневолоцким. Только во второй половине XIX века эта главная транспортная магистраль России уступила свое место железным дорогам.
Но Вышневолоцкая земля – не только родина первой в России искусственной водной системы. Уже на протяжении двух столетий она является своеобразной «меккой» для художников, черпающих свое вдохновение среди ее дремучих лесов и болот, многочисленных рек и озер.
Еще один из родоначальников русской реалистической живописи А.Г. Венецианов приобрел в Вышневолоцком уезде небольшое имение. Это вышневолоцкие крестьянки на его картинах легко ведут под уздцы лошадей, кормят детей, жнут, чистят свеклу. Здесь создавал свои полотна его великий ученик Григорий Сорока, чей «Вид на усадьбу Островки с Большого острова» наконец-то обрел свое место в Тверской картинной галерее.
«Гений русского национального пейзажа» И.И. Левитан увидел на небольшой речке Съеже свою «Золотую осень» и радостный «Март» в имении А.Н. Турчаниновой «Горка», а красота здешних озер Островно и Удомля вдохновили художника на создание самой значительной его картины «Над вечным покоем», а позднее и последней – «Озеро». У этих озер жили и творили А.Е. Архипов, К.А. Коровин, С.Ю. Жуковский, А.С. Степанов, А.В. Моравов, Н.П. Богданов-Бельский…
Непревзойденный мастер колорита Константин Коровин приезжал в детстве и в Вышний Волочёк к своей бабушке. В этом городе родился пейзажист, художник-передвижник, академик живописи А.И. Мещерский. А на тихой улице недалеко от центра еще стоит дом, где прошли последние годы жизни Ф.С. Журавлева, автора известной картины «Перед венцом».
Провел детство в имении своей матери «Кузлово» один из крупнейших мастеров кисти XX века А.Г. Явленский. Ученик Репина, он в 1896 году уехал в Германию и, как оказалось, навсегда. Человеческое лицо на его картинах позднего периода – одновременно и лицо и крест. Художник писал, что «произведение искусства – это видимый Бог, а искусство - это тоска по Богу».
Почти ничего не осталось от венециановского Сафонкова, кроме нескольких камней, заросшего пруда да кустов буйно цветущей сирени. В нескольких верстах на погосте села Дубровского покоится прах художника, а в церкви сохранились еще писанные им иконы. Жители деревни Покровское охотно показывают место, где стоял дом Григория Сороки, и камни обжигальной избы – место самоубийства загнанного судьбой гения. Не сохранились дворянские дома в усадьбах Ушаковых и Турчаниновых, где жил И.И. Левитан. Почти совсем развалился барский дом в Кузлове, а рядом – ряд старых елей, заросшие пруды да надгробный камень с могилы бабушки художника Е.Я. Медведевой.
Тем удивительнее, что открытая 120 лет назад «Академическая дача» продолжает жить и привлекать к себе все новые поколения художников. Расположена она на высоком, поросшем соснами полуострове, образованном озером Мстино и вытекающей из него Мстой. Когда-то здесь было древнее городище, а в период действия Вышневолоцкой водной системы – плотина, через которую осуществлялся пропуск судов. «Летние караваны, выйдя из каналов, пройдя озеро Мстино, должны останавливаться при деревне Большой Городок, откуда река Мста приток свой имеет; судохозяева принуждены тут затапливать нагруженную фашинами и каменьями барку, дабы скопить в озере Мстине воду до 3 фут и иметь возможность проплыть через Солпинские и Ношкинские пороги до устья р. Березая», - писал автор «Судоходного дорожника Европейской России» в 1855 году. Такие остановки продолжались от трех до шести недель. Поэтому в деревне Большой Городок процветала торговля, сдача комнат внаем на ночлег, для чего строились большие, иногда двухэтажные дома и, конечно же, трактиры.
Позднее на месте затопления барки у истока Мсты был построен деревянный шлюз. Здесь в 1785 году побывала Екатерина II. «Сплав судов по озеру Мстину Государыня обозревала с высокого берега, на котором устроен был павильон, а выпуск судов из озера в Мсту она смотрела с галереи при Мстинском шлюзе. При этом Екатерина лично указала место для постройки нового гранитного Мстинского шлюза». Прослуживший почти два века и теперь уже обойденный водою, он стоит и сейчас, как памятник екатерининской эпохе, да и всей Вышневолоцкой водной системе.
Дом, где жили работники водного транспорта и даже, как считают, останавливалась Екатерина II, сохранился и поныне. А на противоположном берегу была дача популярного в России общественного деятеля, предпринимателя и мецената Василия Александровича Кокорева. Про этого «короля откупщиков» говорили, что ему бы не питейными конторами заведовать, а всей Россией.
«Устроить» Кокореву удалось немало: один из первых русских кредитных банков, первый нефтеперегонный завод для получения светильного газа (этим проектом его увлек Д.И. Менделеев), горнозаводско-уральскую железную дорогу, телеграфное агентство… Он даже мечтал освободить всех крестьян с землей, выкупив наделы у помещиков совокупным купеческим капиталом.
Кокорев имел официальную резиденцию в столице, но основная его деятельность проходила в Москве, где была построена невиданная по тем временам гостиница («кокоревское подворье»), которую потом называли прообразом европейских грандотелей. Здесь хранилась его коллекция, состоящая из 500 произведений русских и западноевропейских художников. В начале 1860-х годов кокоревская галерея была единственным общедоступным в Москве художественным музеем.
Вот такому человеку и принадлежало имение Александровское на противоположном берегу Мсты. Как-то в конце 1870-х годов усадьбу Кокорева посетили молодые тогда еще художники А.Д. Кившенко и И.Е. Репин. Считают, что именно тогда и возникла идея открыть в старом, пустующем после упадка Вышневолоцкой водной системы доме дачу для студентов Академии Художеств, чтобы они «лето здесь проводили, здоровье поправляли и рисунки сочиняли». Восторженный Репин, якобы, при этом воскликнул: «Это же для пейзажиста земля обетованная! Это же сама Россия – вся душа ее, вся прелесть… Это как песня!»
А в 1883 году у Кокорева гостил конференц-секретарь Академии Художеств Петр Федорович Исеев. На лодке Кокорев перевез его на другой берег. Исеев был сражен живописностью открывшегося ему вида: громадное озеро, не поддающаяся описанию краса берегов, невозмутимая тишина, необыкновенно чистый воздух, «казалось, что тут дышится легче, чувствуется более сил и бодрости». Возможно, здесь-то и предложил Корорев осуществить идею, возникшую у Кившенко и Репина – создать на этом месте летнюю творческую дачу для студентов Академии Художеств, которые могли бы здесь отдохнуть и поработать на пленэре.
Дом и парк, находящиеся на полуострове, принадлежали Министерству путей сообщения, которое 8 октября 1883 года дало разрешение на аренду этой территории для академистов, «нуждающихся или в поправлении своего здоровья, или в усовершенствовании себя в искусстве этюдам с натуры».
Кокорев на свои средства отремонтировал старые здания, построил новые, нанял смотрителя. Им стал Иван Нестерович Панфилов, дом которого сохранился до сих пор рядом со Мстинской плотиной. «Работы по исправлению с флигелем совершенно окончены и полы вымыты, - писал он в телеграмме Василию Александровичу, - так что к помещению не встретится ни малейшего препятствия».
22 июля 1884 года Академическая дача была торжественно открыта. «С самого раннего утра лил дождь, все небо было покрыто серыми тучами…» Но, несмотря на плохую погоду, народу собралось много: начальство, духовенство, местные жители и 10 академистов, приехавших накануне. Когда раздались взволнованные речи, к ним присоединилась и сама природа: «…вдруг разъяснились тучи, засияло солнце и …образовался ясный безоблачный день».
А через год приехал на Академическую дачу президент Академии Художеств великий князь Владимир Александрович с женой Марией Павловной. К их приезду был построен резной восьмигранный павильон «дабы украшать собою местность и привлекать внимание окрестных крестьян». Выстроенный «с большим вкусом» он был внутри обшит досками, как писали, «получившими от долгой вылежки приятный розовый оттенок». Сверху из цветных окон в середину павильона и на развешанные по стенам портреты особ Царствующего Дома падали лучи «мягкого лилового света». К главному залу примыкали три помещения: кабинет Его Высочества в русском стиле, кабинет великой княгини с фотографиями ее дальней Мекленбург-Шверинской родины. Третье помещение «для отправления богослужения» находилось на противоположной ко входу стороне, на дверном стекле была написана икона благословляющего Спасителя. Так 1 июня 1885 года состоялось официальное открытие Академички, получившей название Владимиро-Мариинского приюта.
Первоначально в приюте устроилось только 10 учеников Академии. Но в 1887 году их было уже 35 и 2 ученика Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Приезжали сюда студенты на три с половиной месяца – с середины мая до 1 сентября. На содержание каждого их них отпускали в месяц по 20 рублей, которые поступали в общую кассу, а на руки выдавали по 5 рублей – на холсты, краски, бумагу, карандаши и наем натуры.
В большом доме и флигеле были устроены просторные и высокие спальни, библиотека, зал для вечерних занятий музыкой, пением и чтением. На втором этаже находилась большая вместительная мастерская в два зала. Была в приюте и фотолаборатория с фотографическим аппаратом новейшей по тому времени конструкции.
К двум существующим домам прибавилось несколько новых помещений, выстроенных на средства Кокорева. Для физических упражнений были построены гигантские шаги, крокет, имелись лодки для катания по озеру. Все это хорошо видно на картине А.Я. Яковлева, дающей Академическую дачу как бы на развороте. К ней хорошо подходит описание из журнала «Всемирная иллюстрация». Академистам на даче живется весело. Помимо домашних работ в мастерской, к их услугам вся окружающая местность, и они ездят на лодках по озеру, набрасывают мотивы пейзажей, пишут этюды в деревнях, а дома, в виде отдохновения, устраивают любительские спектакли, на которые публика съезжается из всех окрестностей; приезжают даже многие из Волочка».
По настоянию Кокорева Совет Академии установил строгое расписание посещения приюта ее преподавателями. В числе них были П.П. Чистяков, В.И. Якоби, В.В. Верещагин, В.Е. Савинский. Навещали своих студентов и другие профессора.
Бывал на Академической даче руководитель пейзажной мастерской в Академии Художеств Архип Иванович Куинджи, чья «Лунная ночь на Днепре» вызвала когда-то настоящую сенсацию. Его ученики – К.Ф. Богаевский, Н.К. Рерих, А.А. Рылов, Е.И. Столица, Н.П. Химона и другие – буквально обожали своего учителя. Когда он приезжал, они всей мастерской садились в лодки и отправлялись на живописный остров посередине озера Мстино. Здесь целый день писали этюды, а вечером у костра пели песни под гитару. Этот остров до сих пор называют «Остров Куинджи», рассказывая при этом невероятные истории.
В деревне Малый Городок работал над картиной «Ожидание новобрачных от венца» Андрей Петрович Рябушкин, один из самых самобытных и обаятельных живописцев русской народной жизни. Жительница деревни впоследствии рассказывала, что он накупит ребятишкам бубликов, баранок к чаю, а сам заберется на русскую печку и наблюдает оттуда за ними. Останавливался Рябушкин в самой крайней избе этой деревни, как раз напротив Дачи.
Неоднократно приезжал на Академическую дачу и Илья Ефимович Репин. Он останавливался в деревне Котчище или в маленькой комнате-мезонине старинного «екатерининского дома». Сейчас здесь музей, а комната называется «репинской». В ней стоит копия этюда «На Академической даче», написанного художником в 1898 году. Сам этюд теперь хранится в Русском музее. «7-го числа посетил дачу И. Репин и прожил два дня, написавши большой этюд, и подарил его даче… Играл в рюхи и пел песни во время отъезда (его провожали гурьбой), дал денег на четверть водки, которая и была моментально куплена и с ним же распита, причем кричали уру и бросали вверх шапки…», - писал академист А.Г. Орлов своему другу художнику П.Е. Щербову.
Когда в 1904 году «по случаю военного времени» Дача была закрыта, именно Репин выступил в ее защиту. В 1907 году он вместе с новым ректором Академии В.А. Беклемишевым добился ее открытия, причем на новых условиях: «Пора бросить взгляд на дачу как на учреждение благотворительное, куда посылаются, главным образом, люди больные и неимущие: дача должна быть представлена для учеников талантливых и работоспособных, зарекомендовавших себя серьезным отношением к искусству».
Характер Дачи резко меняется. Сюда начинают приезжать самые способные студенты Академии Художеств. В числе них – Исаак Израилевич Бродский. Приехав на Академичку в 1907 году, этот уроженец юга впервые здесь постиг прелесть серого тона. Написанный им тогда этюд «Сквозь ветви» до сих пор считают самым поэтичным в творчестве художника. За созданные здесь пейзажи Бродский получает стипендию, дающую возможность учиться, не думая о заработке. А критик тех лет отмечает, что Бродский «своей своеобразной трактовкой пейзажа уже создает школу, вдохновляя молодых художников».
Ездили на Академическую дачу из Петербурга по железной дороге до станции Заречье, которая вскоре стала называться Академической (каковой остается и поныне). Отсюда 8 верст шла дорога на Дачу – через имение знаменитого охотника, археолога и собирателя древностей князя А.А. Ширинского-Шихматова, сельцо Лялино и еще две деревни.
Чуть в стороне, между двух озер Имоложье и Клин, находилось старинное село Березки. По преданию академика В.Л. Лялина в XII-XV веках оно было центром одного из погостов Великого Новгорода – Имоволожского. Это название встречается и в новгородских берестяных грамотах XII века и в договорах Новгорода с князьями. В конце XIX века Березки принадлежали дворянам Манзеям, которые построили здесь более десятка дачных домиков с верандами.
Снимал дачу в Березках Николай Константинович Рерих вместе с женой и младшим сыном Святославом. Здесь он не только рисовал, но и занимался археологическими изысканиями, в частности, открыв и описав в 1903 году городище у деревни Лялино, находившееся на противоположном берегу озера Клин.
С лета 1907 года приезжал в Березки ректор Высшего училища при Академии Художеств скульптор Владимир Александрович Беклемишев, чтобы быть поближе к своим ученикам. Он занимал «большую белую дачу». А во флигеле у него часто жил И.И. Бродский, написавший в 1908 году в соседнем Боровно, родовой усадьбе Манзеев, портрет своей жены, за который он получил золотую медаль по выходе из Академии.
Екатерина Ивановна Беклемишева организовала в Березках для девочек мастерскую художественной вышивки. Лучшие работы этой мастерской принимали участие на выставках в Петербурге и Берлине, а заказы приходили даже из-за границы. Столярная мастерская для мальчиков выпускала художественную мебель «русского стиля». Некоторые ее образцы хранятся в Вышневолоцком краеведческом музее.
Три лета подряд – 1910 – 1912 годы – приезжал в Березки один их величайших русских художников Михаил Васильевич Нестеров – «попастись на травке, пописать этюды». Здесь он написал портрет В.А. Беклемишева, хранящийся сейчас в фондах Русского музея и 20 этюдов к своей знаменитой картине «Христиане». Один из них – этюд пожилого крестьянина с лицом, напоминающим Моисея Микельанджело, превратился в картине в одну из самых выразительных фигур правого плана.
Вскоре после революции 1917 года Академическая дача была закрыта, а ее помещения использовались под пионерские лагеря. Но в окрестностях по-прежнему жили художники, приезжавшие сюда ранее студентами.
Второе рождение Академички произошла в 1947 году. Большая заслуга в этом принадлежит Тимофею Ильичу Катуркину, возглавлявшему тогда организацию «Всекохудожник». Бывавший здесь еще в дореволюционный период, он писал в своем обращении в Совет Министров СССР: «Возвращение «Академической дачи» становится важнейшей необходимостью, так как отсутствие летней базы в условиях северной природы отрицательно отражается на творческом росте молодых художников».
Так Академическая дача стала домом творчества художников, работающим круглый год. Почти 40 лет его бессменным директором был Петр Николаевич Козельский – «друг художников, душа дачи». Его сменил Валентин Павлович Журавлев, который сумел сохранить Дачу в тяжелейшие годы перестройки и передать ее другим поколениям.
Художники стали приезжать сюда на поток, который продолжался два месяца. В конце каждого потока устраивался просмотр, специальная комиссия подводила итоги работы художников за этот срок. Число желающих пописать сюда было огромным. Зимой Дом творчества принимал около 60 человек, а летом – 120.
Первый поток открылся 15 февраля 1948 года. Его художественным руководителем, который тогда назывался консультантом, был Порфирий Никитич Крылов (один из Кукрыниксов). По воспоминаниям А.М. Грицая, он писал на натуре этюды вместе со всеми, позволяя работающим рядом художникам извлекать для себя много полезного, «видя, что выбирает, что и как пишет опытный живописец». Долгое время художественными руководителями на Даче были А.В. Волков, который был по духу художником-передвижником, и А.П. Бубнов, широко известный своей исторической картиной «Утро на Куликовом поле». Именно они заложили основы метода работы на Академической даче и подготовили почву для формирования целой плеяды замечательных живописцев.
В первые после открытия годы в Доме творчества работали В.Н. Бекшеев, С.В. Герасимов, Г.Г. Нисский, П.П. Соколов-Скаля, Т.Г. Гапоненко, Н.М. Ромадин, Н.М. Чернышев. Здесь были написаны многие известные картины, экспонировавшиеся на всесоюзных и зарубежных выставках, хранящиеся в Третьяковской галерее, Русском музее и других музеях России и по всему миру.
Среди них – «Прибыл на каникулы» Ф.П. Решетникова, «Земля» Б.С. Угарова, «В сельской библиотеке» И.В. Шевандроновой, «Утро» В.Ф. Загонека, «В субботу» и «Перед танцами» Ю.П. Кугача, «Свежий ветер» В.Н. Гаврилова, «В новом доме» Н.Ф. Новикова, «Между боями» и «Матери» братьев А.П. и С.П. Ткачевых, «Подснежники» А.М. Грицая, многие произведения А.П. Белых, В.Ф. Стожарова, Ю.С. Подляского, И.С. Сошникова, для которого «Академическая дача» и ее окрестности от Вышнего Волочка и до Валдая стали основным и главным содержанием всех его пейзажных работ.
Президент Союза художников СССР Б.С. Угаров писал, что как художник он целиком родился на Академической даче. Она, «как родной дом, влечет к себе каждый год. И без нее ты не можешь жить». И это могли бы сказать о себе многие живописцы. С Дачей было связано все творчество В.Н. Гаврилова, художника яркого дарования, вошедшего в искусство смело и сразу. «Прекрасный живописец, он на многих оказал влияние. Писал широко, сочно, понимал большие цветовые отношения, гармонию. Живописец «чистой крови». Над эскизами для воссоздания росписи храма Христа Спасителя работал на Академичке вместе со своей группой Н.Н. Соломин. Сюда любил приезжать еще его отец Н.К. Соломин – ученик Н.П. Крымова, один из крупнейших мастеров портрета.
Но Академическая дача – это не только Дом творчества, но и окрестные деревни, где поселились художники. Первым построил свой дом-мастерскую в деревне Малый Городок Ю.П. Кугач с женой О.Г. Светличной. «Там все очень просто и удобно – лавки вдоль стен, стол, сделанные из дерева Юрием Петровичем и Михаилом. Ничего лишнего. У стены мольберт, на нем всегда стоит прикрытая занавеской картина, над которой идет работа. На стенах этюды и репродукции – от Сурикова до Ван-Гога. От золотистых бревенчатых стен, от всей обстановки и от обитателей дома излучается какая-то светлая, тихая радость и душевность».
Рядом с Ю.П. Кугачом поселились братья А.П. и С.П. Ткачевы, супруги К.Г. И З.С. Казанчан, Ф.П. Решетников и Л.И. Бродская, Н.А. Сысоев и Н.В. Скорубская, а на окраине деревни – А.П. Левитин и М.К. Копытцева. На другом берегу озера Мстино в деревне Кишарино В.Ф. Токарев построил великолепный дом, который художники прозвали «токаревское подворье». В старом доме смотрителя Дачи И.Н. Панфилова в Новом Котчище рядом со Мстинской плотиной живет теперь М.Ю. Кугач. А дальше, в деревне Подол, рядом со старой земской школой построил дачу В.М. Сидоров, возглавляющий ныне не только Союз художников России, но и стран СНГ.
Невозможно перечислить всех художников, живущих в окрестностях Дома творчества – «кто только здесь ни работал» - недаром его называют «русским Барбизоном». И все они вместе с И.С. Сошниковым могли бы сказать: «Я с нежностью думаю об «Академической даче». Земной поклон этой благословенной земле, ее исконно русской, неиссякаемой красоте».
Соловьёва Ф.Б. Научный сотрудник Вышневолоцкого краеведческого музея
|