Иваньковское водохранилище
Наш дом

Походы

Мещёра

Валдай

Волга

Заволжье

Карелия

Коми

Север

Московское море

Строительство Иваньковского гидроузла началось в январе 1934 года. Русло Волги было перегорожено земляной плотиной, а пойма – дамбой. 23 марта 1937 года последовало решение остановить Волгу, то есть приступить к наполнению Московского моря и канала. В этот день полноводная весенняя Волга сердито несла свои воды через пролеты плотины. Главный Инженер спокойно, будто он делал это каждый день, велел закрыть Волге дорогу на восток. Один за другим опустились тяжелые металлические щиты. И когда медленно и властно опустился последний щит, Волга оказалась запертой.

Первый раз за многие тысячелетия ее жизни могучую реку остановили воля и труд человека. С пеной и брызгами вода ринулась на плотину, но щиты легко выдержали сокрушительный удар. Течение реки было остановлено на 3 минуты. Механизмы и плотина работали безукоризненно. Затем щиты были приподняты на 25 см, через узкие щели под ними вода прорвалась в нижний бьеф Волги, поддерживая нужный уровень в ее нижнем течении. Через два дня расположенную выше плотины местность, где раньше было 110 деревень и город Корчева, начало заливать водой. Уровень ее ежедневно повышался на полметра. Спустя две недели образовалось водохранилище площадью 327 квадратных километров с множеством островов, бухт и заливов самых затейливых очертаний. Одновременно с Волгой, реки Икша, Уча, Клязьма своими весенними водами заполнили громадные водоемы – будущий водяной мост канала. Через 13 дней Главному Инженеру доложили: «Московское море полно». Тогда он отдал приказ открыть щиты бетонной плотины, чтобы пропустить на восток излишние волжские воды.

Волга была окончательно покорена. Ее вода поступила на строгий учет, и кран на бетонной плотине регулировал ее дальнейший пропуск, то поднимая, то опуская металлические щиты. А 17 апреля вода наполнила все 128 метров канала. Так Волга пришла в Москву. Уровень воды у Кремля поднялся почти на 3 метра. По широкой полноводной реке пошли большие теплоходы. Прежде безводная, удаленная от большой воды Москва, стала портом трех морей – Балтийского, Белого и Каспийского, к которым позже, после открытия в 1952 году Волго – Донского канала, добавились Азовское и Черное моря. Итак, протяженность Московского моря составляет около 120 км, а максимальная ширина – 12,5 км. Средняя глубина около 4 метров, а наибольшая – 19 метров. Первый пароход на просторах этого искусственного моря появился 17 апреля 1937 года. Это был буксирный пароход «Статисти». Он шел из города Калинина (ныне Твери) в сторону Москвы. История строительства канала Москва – Волга вызывает чувство восхищения и преклонения перед людьми, сумевшими выдержать его темпы и справиться с таким огромным объемом работы. Но мы не можем, не имеем права забывать, каким трудом и ценой многих жизней досталась эта стройка.

Волжский каскад

Верхневолжское вдхр

Иваньковское вдхр

Угличское вдхр

Рыбинское вдхр

Горьковское вдхр

Чебоксарское вдхр

Куйбышевское вдхр

Саратовское вдхр

Волгоградское вдхр

Озёра

Реки

ООПТ

Населённые пункты

Переправы

Судоходство

Музеи

Библиотека

Журнал

Карты