История Рыбинского водохранилища
История Рыбинского водохранилища началась еще в 1932 году. В это время по инициативе партии и правительства в 1923 году был намечен масштабный план – “Большая Волга”. Целью правительства было превратить реку Волгу в крупную транспортную сеть. Планировалось создание восьми крупных гидроузлов – сейчас это Волжский каскад.
Наличие Молого-Шекснинского междуречья, этой огромной естественной чаши, позволяло создать водохранилище, которое бы полностью зарегулировало годовые стоки трех крупных рек: Волги, Шексны и Мологи. Создание гидроузла у Рыбинска требовало сооружения двух плотин—на Волге и на Шексне, что тоже представляло определенное удобство: на Волге сделать шлюзы, а на Шексне— ГЭС. При большой площади водохранилища можно было назначать максимальный напор, что позволило бы построить гидроэлектростанцию значительной мощности, почти полностью избежать холостых сбросов и создать глубоководные пути до Углича, Череповца и строящегося в то время канала Москва— Волга (теперь канал им. Москвы). Промежуточную ступень между Иваньковским и рыбинским гидроузлами по новому варианту предполагалось создать у древнего города Углича. Вот такие доводы в пользу Угличско-Рыбинского варианта привели в своем письме к правительства Госплан СССР назначил специальную комиссию для тщательной экспертизы предложенного варианта, возглавляемую известным всей стране строителем Беломоро-Балтийского канала и канала им. Москвы, выдающимся советским гидротехником С. Я. Жуком. Предстояло проделать огромную работу по технико-экономическому обоснованию строительства Рыбинского и Угличского гидроузлов. Необходимо было исследовать действительные запасы воды рек Волги, Шексны и Мологи, выявить геологическое строение мест сооружения гидроузлов, произвести различные гидротехнические, гидрологические, электротехнические, экономические и другие расчеты. Когда вся эта работа была выполнена, стало ясно, что строительство в Ярославле надо прекращать и переносить в Рыбинск и Углич. Государственная комиссия решила: строительство Ярославского гидроузла, как неэффективного, прекратить; створ гидроузла перенести выше города Рыбинска, разместить его раздельно: на реке Волге — в районе села Переборы и на реке Шексне—невдалеке от устья, выведя таким образом город из зоны затопления, чтобы не препятствовать его будущему развитию; повысить уровень Рыбинского водохранилища до максимальной отметки в соответствии с результатами гидротехнических, гидрологических и экономических расчетов; промежуточную ступень между Иваньковским и Рыбинским гидроузлами назначить выше города Углича, создав тем самым каскад трех взаимно подпертых гидроузлов.
Выводы Государственной комиссии были утверждены Госпланом СССР, было принято решение о строительстве Рыбинского и Угличского гидроузлов.

14 сентября 1935 года СНК СССР и ЦК ВКП(б) приняли постановление о сооружении одновременно двух ГЭС, Рыбинской и Угличской. В сентябре этого же года в небольшой деревеньке Переборах, под Рыбинском, начались работы по подготовке строительной площадки.
Первоначально строительство Углического и Рыбинского гидроузлов (Волгострой) было поручено Дмитровскому исправительно-трудовому лагерю, но 16 сентября 1935 года ГУЛАГу НКВД приказано немедленно приступить к организации самостоятельного Управления строительства и ИТЛ (Волголаг). В этом же году в Переборах организовали новую исправительную колонию.
Волголаг, Волжский ИТЛ (исправительно-трудовой лагерь) — подразделение Дмитровлага, созданное 16 сентября 1935. Главной целью Волголага, являлось строительство ряда важных стратегических объектов.
К 1936 году в лагере содержалось 19,420 заключенных. Их численность с каждым днем возрастала и достигла максимума к 1941 году – 85,509 человек.
Вот каким запомнился Волгострой в 1938 году одному из заключенных – Натану Крулевецкому: «Построив в ряды, нас повели пешком в лагерь. Дорога была длинная и на каждом шагу встречались вывески складов, учреждений и предприятий. Меня поразило, что владельцем везде значился «Волгострой-Волголаг». В моем понимании тюрьма всегда занимала самое ограниченное место в жизни общества, а тут она раскинулась на десятки километров и грозила проглотить весь город и все просторы за городом … Лагеря действительно проглотили большие пространства страны и стали мощной хозяйственной организацией».

Барак Волголага
Самым трагичным в истории Волголага стал 1942 год — тогда здесь умерли 16704 человека. На 01 января 1944 года в лагере числилось 22 584 заключенных; в течение этого года в Волжский ИТЛ прибыло 11 681 заключенный, убыло — 12 775 человек, из них освобождено — 6839, умерло — 4843, бежало — 135; к 01 января 1945-го в Волголаге насчитывалось 21 490 заключенных.
Система контроля и отчетности в ГУЛАГе НКВД была жесточайшей. Администрация каждого лагеря регулярно отчитывалась за такие показатели, как численность спецконтингента, процент смертности, число побегов. Как это ни парадоксально прозвучит, некоторых руководителей подразделений Волголага репрессировали, если они допускали повышенную смертность среди заключенных. Ведь лагерь создавался не для истребления заключенных, главная задача у него была чисто производственная. Если заключенные умирали, болели и не выходили на работу, то страдал прежде всего план, за выполнение которого начальство Волголага отвечало головой. Так что массовых расстрелов заключенных здесь не было и вряд ли могло быть. Расстреливали же обитателей Волголага либо за побег, либо за отказ от работы, что, кстати, подтверждают и бывшие узники Волголага.
По окончанию всех работ по сооружению гидроузлов и ГЭС, Волголаг преобразовали в Рыбинский исправительно-трудовой лагерь. В этот период времени численность заключенных резко сократилась, и больше не превышала 22 тысяч человек.

Создание Рыбинского и Угличского гидроузлов по своим масштабам, смелости и оригинальности технических решений не имело аналогов в мировой практике гидротехнического строительства на равнинных реках и нескальных основаниях. Если Нижне-Свирская ГЭС была первым в мире сооружением, построенным на нескальных грунтах, то идея каскада гидроузлов, идея создания больших водохранилищ, позволяющих полностью зарегулировать годовой сток рек, идея наиболее эффективного, комплексного использования водных ресурсов — все это было впервые осуществлено у нас, на Верхней Волге.
Принципы, положенные в основу строительства Рыбинско-Угличского каскада, стали классическими и были применены при сооружении не только всех гидроузлов «Большой Волги», но и на других равнинных реках.
И вообще, все, что делалось тогда на гидроузлах в Угличе и Рыбинске, было необычным, новым, грандиозным… В 1938 году, когда были утверждены технический проект и генеральная смета нового строительства, проектная группа вошла в состав управления «Волгострой» и переехала в Переборы. С этих пор тех сектор под руководством Г. А. Чернилова стал техническим и научным штабом стройки, который занимался решением многочисленных проблем, связанных с возведением сооружений на большой равнинной реке, на нескальных основаниях. А проблем было действительно очень много. Приходилось решать их в ходе проектирования и строительства.
С мая 1938 года технический сектор начал изготавливать рабочие чертежи для строек на Верхней Волге.
Строительство подсобных объектов, сооружений, жилья и объектов соцкультбыта, а также различные изыскательские и исследовательские работы начались с осени 1935 года, когда на утвержденную правительством новостройку стали прибывать рабочие, инженеры и техники, уже имевшие опыт гидротехнического строительства на Волховской, Нижне-Свирской и Днепровской гидроэлектростанциях. К работам широко привлекалось местное население из Рыбинска и его окрестностей.
Быстрыми темпами сооружался поселок строителей. Вскоре жилые дома и другие здания «Волгостроя» окружили маленькую деревню Переборы. Улицы в поселке носили специфические названия—Инженерная, Архитектурная, Строительная, Плотинная, Шлюзовая, Гэсовская. Главную улицу поселка назвали Волжским проспектом в честь великой русской реки.

С этого времени Волгострой начал наращивать хозяйственную базу, создавать инфраструктуру для строительства. Представьте, общая длинна железнодорожных путей организации равнялась 280 километрам, даже кирпичные и бетонные заводы были созданы для грандиозной стройки. Но самым "грандиозным" событием для многих людей и всей природы стало затопление Молого-Шекснинского междуречья.
Одновременно со строительством вспомогательных и основных сооружений Рыбинского гидроузла началась подготовка зон затопления будущим водохранилищем. Для Рыбинского водохранилища площадь затопления составляла около 5000 квадратных километров В зону затопления при Рыбинском гидроузле попадали 663 деревни. С географической карты должен был исчезнуть уездный город Молога. Частично подтоплялись города Калязин, Углич, Мышкин, Брейтово, Весьегонск и Пошехонье-Володарск. Необходимо было переселить на новые места 130 тысяч человек. На площадях, подлежащих затоплению, располагались 408 колхозов, 46 сельских больниц, 224 школы, 258 предприятий местной промышленности Kpoмe переселения людей и перебазирования учреждений и предприятий, предстояло вырубить и вывезти лес с площади в 3645 квадратных километров, построить вновь и реконструировать 150 километров железнодорожных путей, автогужевые дороги, а также пять железнодорожных мостов через Волгу, Шексну и Суду .
Из хозяйственного использования угодий в результате затопления изымалось: 14% пашни, 17% лугов, 7% выгонов, 2% усадеб. На леса, кустарники и болота приходилось 56% затопляемой территории. Подтоплялось несколько малых рек и озер, что составляло 4°/о площади затопления. Все работы по подготовке ложа будущего водохранилища должны были быть выполнены ко времени окончания строительства гидроузла и перекрытия Волги и Шексны, то есть к весне 1941 года.
Для организации и руководства этими работами в составе управления «Волгострой» был создан отдел подготовки зоны затопления (ОПЗЗ).
Подготовка этой зоны началась с обозначения на местности границ затопления. Топографы ставили репера, которые указывали линию, разделяющую сушу и воду. Вот с этих самых реперов и начались различные разговоры и суждения. Местные бородачи, прожившие долгую жизнь на Молого-Шекснинском междуречье, видевшие буйные разливы рек в многоводные годы, а особенно в 1926 году, сомневались, что плотины могут сдержать напор весенних вод. Многие сулили катастрофу.
А время шло, и работы продолжались. С 1936 по 1940 годы в зоне затопления было вырублено 11 миллионов кубометров строевого и товарного леса. Из шести миллионов кубометров древесины были изготовлены плоты и оставлены на месте с тем расчетом, что их можно будет буксировать судами после наполнения водохранилища. Остальные пять миллионов кубометров были вывезены сразу же после вырубки и пошли на нужды народного хозяйства.
Особенно тщательно проводилась расчистка от леса и кустарников будущих судоходных трасс, а также мест лова рыбы. Однако полная очистка ложа водохранилища в столь сжатые сроки оказалась невозможной. После отборочной вырубки леса и кустарники занимали около четверти площади, подлежащей затоплению. Кроме прямых убытков, это сулило помехи для судоходства, рыбного хозяйства, работы гидроэлектростанции. Сроки самоочищения водохранилища от затопленной на корню древесины не; были известны, так как подобный эксперимент. проводился впервые.
Большую проблему представляло поведение торфяных массивов на болотах, подлежащих затоплению. По всем расчетам эти массивы должны были всплыть на поверхность воды, превратившись в плавучие острова, что создало бы дополнительные трудности для судоходства и работы ГЭС. В инженерных кругах обсуждался этот вопрос. Предлагались различные варианты закрепления торфяных массивов, в том числе загрузка их камнем или забивка свай. После долгих споров решено было оставить торфяные массивы в естественном состоянии, чтобы изучить в дальнейшем их влияние на жизнь водохранилища и его эксплуатацию, а также учесть это явление при создании будущих гидроузлов.

Фундамент ГЭС
Весной, летом и осенью 1940 года у Рыбинска все силы были брошены на перекрытие основных русел Волги и Шексны. После успешного выполнения этих работ, весной 1941 года оставалось только ждать весеннего паводка для затопления земель.
Весной 1941 года наступил самый ответственный момент в многолетней работе гидростроителей. Все было готово к наполнению водохранилища. Ждали только паводка. 13 апреля 1941 года забетонирован последний пролет Рыбинской плотины. Паводочные воды Волги и Шексны, встретив неодолимое препятствие, начали заливать свои русла и поймы, а затем и Молого-Шекснинское междуречье. Дата 13 апреля 1941 года стала днем рождения Рыбинского водохранилища.
Наполнить Рыбинское водохранилище до проектной отметки в 1941 году не удалось—не хватило объема весеннего половодья. Однако в первый же год своего существования рукотворное коре начало жить полнокровной жизнью. Подпор от Рыбинских плотин распространился по Волге на 120 километров, по Мологе—на 226 километров, по Шексне—на 326 километров и по Суде—на 53 километра. На эти расстояния реки стали судоходными. Перекаты ушли глубоко в воду. Пароходы пошли по судоходным трассам. Путь из Рыбинска до Череповца сократился на 77 километров, до Весьегонска—на 40 километров.
Как и ожидалось, Рыбинское водохранилище со своей большой открытой площадью оказалось бурным. А по нему продолжали ходить старые волжские мелкосидящие колесные пароходы. В штормовые дни пароходы прятались в подветренной кромке. затопленного леса, терпеливо ждали тихой погоды. С осени 1941 года из Москвы и Калинина, через три водохранилища, на Оку и Каму пошли суда с эвакуированным населением, оборудованием фабрик и заводов; навстречу им шли грузы с низовья Волги и Урала, так необходимые Москве, отражающей натиск фашистских полчищ.

Котлован для турбины

Установка привода турбины
К началу Отечественной войны Угличский гидроузел был близок к проектной готовности. Два его агрегата посылали ток в Москву. На Рыбинской ГЭС монтировался только первый агрегат. Линия электропередачи от Рыбинска до Углича была еще не достроена.
Обстановка требовала форсирования работ. Первый агрегат Рыбинской ГЭС был пущен в эксплуатацию 19 ноября 1941 года, второй — в январе 1942 года. Вскоре была достроена линия электропередачи до Углича, и в Москву пошел ток и с Угличской, и с Рыбинской гидроэлектростанций.
За годы Отечественной войны Угличская и Рыбинская станции выработали около 4 миллиардов киловатт-часов электроэнергии и сэкономили 5 миллионов тонн топлива. Чтобы дать Москве больше электроэнергии, Рыбинская ГЭС срабатывала воду из водохранилища до самых низких отметок. Заполнение водохранилища до проектного уровня было закончено лишь в 1947 году., т.к. в годы Отечественной войны одновременно с наполнением производилась и сработка водоема.

В зале ГЭС
Наполнение гигантской чаши продолжалось 7 долгих лет и закончилось только в 1947 году по достижении запланированного "нормального подпорного уровня" (НПУ). Правда, нормальным этот уровень (+102 м относительно уровня Мирового океана) никак не назовешь. Дело в том, что согласно первоначальному проекту, утвержденному ЦК ВКП (б) и СНК СССР 14 сентября 1935 года, НПУ верхнего бьефа Рыбинского водохранилища должен быть +98 м. При таком подпорном уровне город Молога и большая часть территории Мологского уезда остались бы незатопленными.
Однако вопреки принятому высшим руководством страны первоначальному решению услужливые исполнители - молодые проектировщики ГЭС из института "Гидростройпроект" во главе с профессором Рахмановым для перевыполнения установленных показателей выработки электроэнергии на Рыбинской ГЭС (повышение мощности гидростанции с 200 до 330 тыс. кВт) и создания "самого большого рукотворного моря" сумели с помощью Я. Рапопорта, всесильного руководителя Волгостроя-Волголага НКВД, протащить через Госплан СССР (постановление от 1 января 1937 года) новый НПУ, равный 102 м, то есть на 4 м выше утвержденного ранее. Это привело к двукратному увеличению затопленных земель и возникновению огромных мелководных площадей. При общей площади водохранилища, равной 4550 кв. км, мелководная зона с глубинами до 4,5 м составляет более 2000 кв. км, или около половины площади, в том числе с глубинами до 2 м - почти 20 процентов площади водохранилища. Словом, море получилось мелким, с нелепой конфигурацией и злым характером (очень часто штормит)…
После наполнения гигантской чащи водохранилища ушла под воду и была изъята из хозяйственного оборота восьмая часть ярославской земли, в том числе 80 тыс. га лучших в Поволжье драгоценных пойменных заливных лугов, травы которых по своему качеству не уступали травам с альпийских лугов, более 70 тыс. га веками возделываемой пашни, более 30 тыс. га высокопродуктивных пастбищ, более 250 тыс. га грибных и ягодных лесов. Сельскохозяйственному производству региона был нанесен тяжелейший удар, поскольку основными районами маслоделия Ярославской губернии были Мологский и Пошехонский уезды, а также северные части Мышкинского и Рыбинского уездов, то есть те территории, которые были затоплены или подтоплены водохранилищем. Здесь, на северо-западе губернии, вырабатывалось до 85 процентов ярославского масла, значительная часть которого до революции экспортировалась в Западную Европу, в частности, в Англию и Данию. Все это свидетельствует о чрезвычайно высоком уровне развития животноводства в Молого-Шекснинском междуречье, которое сопоставимо с современным сельскохозяйственным производством в Голландии и Франции. Однако богатейшая база высокопродуктивного животноводства области была бездумно затоплена.
Но самые тяжелые потери связаны с переселением, а правильнее сказать, выселением десятков тысяч людей. В общей сложности при строительстве Рыбинского и Угличского гидроузлов и заполнении водохранилища разрушены и затоплены около 800 сел и деревень, 6 монастырей и более 50 храмов.
Ушли под воду древняя княжеская столица, культурно-исторический и административно-хозяйственный центр город Молога, в котором проживали более 5 тыс. человек, пятитысячный фабричный поселок Абакумово, находившийся на реке Шексне в нескольких километрах от Рыбинска. Затоплено три четверти территории одного из древних русских городов - Весьегонска, расположенного в 140 км от Рыбинска. Под воду ушла вся его историческая часть с тремя старинными храмами. Перенесено на новое место старинное село Брейтово, стоявшее при впадении легендарной реки Сить в Мологу. Затоплены древние летописно известные села и храмы, расположенные вдоль бывших берегов Мологи, в частности, село Борисоглеб - бывший Холопий Городок, впервые упомянутый в XII веке. Ушли под воду самая благоустроенная в Ярославской епархии Югская Дорофеева пустынь, располагавшаяся на полпути от города Мологи до города Рыбинска; обширный комплекс Мологского Афанасьевского монастыря, основанного в XIV веке. В комплекс входило 4 храма. Затоплен Леушинский Иоанно-Предтеченский женский монастырь, находившийся между Череповцом и Рыбинском близ реки Шексны, с величественным пятиглавым собором.